Руководством профилирующей кафедры ГМиТМ было принято решение создать на базе вуза учебно-производственное подразделение в виде самоокупаемой СТОА в целях повышения качества обучения.
Согласно государственному образовательному стандарту для подготовки специалистов в области транспортно-технологических машин и комплексов помимо лекционных занятий необходимо проведение лабораторных работ и практических занятий по профильным дисциплинам.
Кроме того, после изучения специальных дисциплин студенты должны закреплять знания на практике путем приобретения навыков, необходимых как для соответствия процесса обучения стандарту, так и в дальнейшем в их производственной деятельности. О том, как решается этот вопрос на кафедре «Гидромеханика и транспортные машины» Омского государственного технического университета рассказал заведующий кафедрой Виктор Щерба.
В соответствии с учебным планом в ОмГТУ студенты, проходящие обучение по направлению подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», проходят следующие виды практик: на первом курсе – учебную, на втором и третьем – производственную. Для этого составляются соответствующие программы с целью выполнения необходимого объёма работ на предприятии.
Однако в связи со спецификой отрасли автомобильного сервиса при реализации этой части учебного плана возникают многочисленные проблемы, некоторые из которых перечислены ниже:
- незначительное количество станций технического обслуживания автомобилей (СТОА), отвечающих современному уровню развития автомобильного сервиса (отсутствие диагностических стендов для автомобилей, оборудованных электронными системами управления, стендов для диагностики тормозных систем и т.д.);
- недостаточная квалификация персонала станций;
- на подавляющем большинстве СТОА отсутствует технологическая документация по обслуживанию и ремонту автомобилей;
- многие предприятия требуют платы, и зачастую высокой, за допуск студентов на свою производственную базу;
- затруднен подбор материалов для выполнения выпускной бакалаврской работы в связи с наличием понятия «коммерческая тайна предприятия»;
- практически нет возможностей для апробации разработок магистрантов и аспирантов.
Обычно практикующийся подход вузов к преодолению подобных затруднений состоит в организации на собственных площадях учебно-лабораторной базы, соответствующей современному состоянию отрасли. Однако в современных условиях, когда вузы все больше и больше вынуждены включаться в рыночный процесс, основой которого является минимизация затрат при установленной рынком стоимости продукции. Такой подход, основывающийся на противоположном направлении (увеличение затрат), совершенно неприемлем.
Одним из возможных путей решения выше обозначенной проблемы является создание на базе вуза учебно-производственного подразделения в виде самоокупаемой СТОА, обладающей коммерческой привлекательностью, производственный процесс которой тесно увязан с учебным планом и лабораторной базой вуза. Именно этот вариант решения проблемы повышения качества обучения был и принят руководством профилирующей кафедры ГМиТМ.
Решение проектной задачи осуществлялось в рамках выполнения дипломных работ, которыми руководили В.Е. Щерба, зав. кафедрой ГМиТМ, д.т.н., проф.; А.П. Болштянский, д.т.н., проф. и Ю.А. Зензин, к.т.н., доцент. Непременным условием при этом была полная независимость проектирования, а также поставленные
ограничения в виде максимальной площади СТОА (500 кв. м), количества постов (8) и обязательное наличие учебного класса. Студенты, выполняющие проектирование, должны были тесно увязать «начинку» станции и перечень выполняемых на ней работ с образовательным стандартом, учебными планами и рабочими программами специальных дисциплин. Предусматривалась и разработка организационной структуры СТОА, которая должна органично вписываться в структуру управления вузом.
В результате симбиоза разработанных студентами решений было сформулировано техническое задание на проектирование СТОА, которое впоследствии, благодаря неоценимой помощи ректората и большой организационно работы заведующего кафедрой, воплотилось в реальность.
В проект СТОА входит планировка станции с привязкой к корпусам ОмГТУ, технологически и методически обоснованный перечень постов и оборудования, три варианта структуры управления и взаимодействия производственного и учебного процессов.
В стандартной ситуации перед прохождением практики будет проводиться ознакомление студентов с работой СТОА на практических и лабораторных работах в рамках курсов специальных дисциплин. При этом также будут использоваться аналоги оборудования станции, установленные в лабораториях кафедры. Указанные виды работ позволят изучить оборудование и состав производственно-технической базы станции под руководством квалифицированных специалистов и преподавателей кафедры.
Планируется, что станция будет выполнять наиболее часто встречающиеся на практике виды работ.
В проекте рассмотрены также возможности использования в качестве постоянных ремонтных рабочих студентов вечерней или заочной платной (коммерческой) формы обучения.
Предполагается, что спроектированная СТОА сможет служить не только в качестве самоокупаемой лабораторной и учебно-производственной базы, но и быть источником дополнительного финансирования развития вуза.