Вундеркинды или дети-«мудрецы»: определение одарённости

Статьи

Вундеркинды или дети-

По подсчётам социологов, за последнее время количество одаренных детей в России резко возросло. Медики всё чаще отмечают появление у школьников взрослых диагнозов. Кто такие дети-вундеркинды? Как определить одарённого ребёнка? Что следует предпринять, если ваше чадо гений?

«МОЙ МАЛЫШ ВУНДЕРКИНД!» –

восклицают родители. Однако до сих пор точного определения этого явления нет. Психологи по-разному определяют природу одарённости. Одни считают, что выделение отдельной группы детей-гениев является неправильным. По их мнению, все дети талантливы и одарены от природы. Приверженцы же второго подхода утверждают, что гениальность — это дар «свыше», которым наделены лишь единицы, избранные. Именно такая точка зрения сегодня считается общепризнанной. Так что же такое одарённость? И кто такие одарённые дети?

«Биографии многих выдающихся людей свидетельствуют о том, что тайны человеческой психики раскрыть очень не просто. Например, Исаак Ньютон плохо учился в школе, Уолт Дисней был уволен редактором газеты за то, что у него не было «хороших идей», а когда Томас Эдисон был мальчиком, то его учитель сказал ему, что он слишком глуп, чтобы что-нибудь выучить. По данным П. Торенса (США), около 36% отчисленных (за неспособность, неуспеваемость и даже глупость) из школ составляют одаренные и даже сверходаренные дети» – поясняет доцент кафедры практической психологии Омского государственного педагогического университета Альвина Губанова.

В научном понимании одарёнными следует называть детей, которые признаны образовательной системой намного превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Их способности могут проявляться во всех интеллектуальных сферах, будь то математика, физика или же музыка. Такие дети, например, уже в раннем возрасте могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники ещё учатся в школе. Безусловно, такое явление встречается крайне редко.

Психолог Каролина Русецкая говорит о том, что, как правило, очень сложно с первого взгляда определить одарённость того или иного ребёнка.

Каждому родителю нравится думать, что его ребенок особенный. Они радуются успехам, а когда эти успехи превосходят уровень успехов сверстников, они считают, что их ребенок одаренный, чем очень гордятся. Но в этом деле есть свои нюансы. Одарённость что-то вроде врождённой особенности. Эти дети значительно превосходят в развитии своих сверстников. Они сосредоточены на своей сфере интересов и даже бывает в минус основному обучению. Большинство детей, которых учителя и родители считают одаренными, имеют высокое развитие тех или иных способностей. Проще говоря, они успешны в той или иной сфере деятельности. По собственному опыту работы в системе школьного образования мне известно, что детей успешных в обучении определяют как интеллектуально одаренных, а, имеющих определенные успехи в музыкальной школе или школе изобразительных искусств, как творчески одаренных.

Специалист отмечает, что по средствам использования диагностических методик следует выделять следующие виды одарённости:

  • интеллектуальную — успешность с анализе и синтезе информации, склонность к решению сложных задач, гибкость мышления;
  • творческую — производство новых идей, открытий и произведений;
  • академическую (научную) — успешность в обучении и воспитании;
  • художественно-изобразительную — высокоразвитое чувство прекрасного, самостоятельное стремление к художественной деятельности, отсутствие однообразия в рисунках и элементах;
  • музыкальную — определяются самой природой музыки как таковой;
  • литературную – наличие богатого словарного запаса, хорошего воображения, склонность к сочинительству;
  • артистическую — пародирование участников истории при пересказе, театральность в обыденном поведении, наличие живой мимика, жестикуляции;
  • математико-техническую — умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства;
  • лидерскую — доминирование в межличностных отношениях, что даёт ребенку опыт в принятии решений;
  • спортивную – энергичность, мобильность, склонность к соревновательной деятельности, хорошая координация движений, высокая физическая выносливость.

Как же определить одарённость? Существует несколько методик. Согласно одной из них, Хаана и Каффа, можно определить наличие у ребёнка одарённости, используя тест. Методика предполагает 80 вопросов, которые и выявляют один из видов одаренности, уже упомянутых выше. На каждый вопрос 4 варианта ответа:

(++) — ярко выражено, проявляется часто;
(+) — заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) — оцениваемое и противоположное свойства выражены слабо, проявляются редко;
(-) — ярко выражено и часто проявляется противоположное свойство.

Изначально методика была ориентирована на исследование детей в возрасте 5-10 лет. Сегодня же её применяют во всех возрастных группах школьников, поскольку вопросы носят универсальный характер. Она позволяет составить индивидуальную карту одарённости ребенка, а периодическое повторное диагностирование выявить сдвиги в ту или иную сторону.

О новых подходах к одарённым детям, а также рекомендациях родителям читайте во второй части материала: Вундеркинды или дети-«мудрецы»: на пути к сознанию