Самое главное, на что должен обратить внимание родитель, имеющий одарённого ребёнка, так это на правильный путь или подход к нему. Ведь он должен чётко понимать и осознавать, что имеет дело с непростым малышом.
НЕПРОСТОЙ ПОДХОД
Опираясь на концепцию американского учёного А. Тан-ненбаума, Альвина Губанова отмечает, что само по себе наличие выдающихся личностных, интеллектуальных, творческих качеств не может гарантировать реализации личности в творческой деятельности:
«Большинство талантов открываются и «закапываются» в начальной школе. И «закапываются» они тем, что учитель учит: «делай, как я», по образцу. Вот образец, и все решают пример ровно так, потому что одаренный ребенок, в отличие от мотивированного, в приличном проценте случаев будет решать задачу неправильно, потому что он ее будет понимать по-другому, он будет видеть какую-то другую проекцию, какое-то другое прочтение. И если в этот момент ему скажут: «Нет, ты не прав, делай так, и только так»… Ведь принципы подлинного гуманизма заключаются не в лозунге «всеобщей одаренности», а в уважении к уникальности каждой личности, к ее неповторимости», — поясняет специалист.
По мнению многих психологов, таким детям необходим наставник с тех самых лет, когда талант начинает проявляться. Чаще всего такими наставниками становятся профессора или спортивные тренеры.
Кроме того родители не должны забывать и о наличии другой стороны «гениальной» медали, а именно негативных особенностях одарённости. Среди них специалисты отмечают эгоцентризм, неспособность принимать точку зрения другого человека, неприязнь к школе, отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс и другие.
Именно поэтому родителям нужно с огромным вниманием относиться к своему чаду и развивать в нём массу обязательных качеств. В числе которых может быть уверенность, принятие достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих, интеллектуальная любознательность, уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию.
Каролина Русецкая даёт несколько советов родителям, имеющих одарённых детей:
- Избегайте сравнения детей друг с другом. Сравнивать можно только прошлые и настоящие успехи одного и того же человека. В противном случае вы стимулируете чувство превосходства.
- Давайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему оценить прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках. Этим вы подкрепите его уверенность в себе и своих силах.
- Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени. Детям в принципе сложно структурировать своё время, отсюда и вытекают сложности с успешностью в одной сфере и западанием в других.
- Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах.
- Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы. Организуйте общение ребенка со сведущими людьми в интересующей его сфере, для этой цели можно использовать кружки.
- Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении. Этим детям необходима поддержка.
- Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всём. А также не ждите, что его способности сохранятся на всем протяжении взросления. Это весьма сложный процесс и излишняя требовательность к успехам, как и чрезмерная халатность родителей к развитию способностей, могут снизить уровень достижений ребенка.
ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ
Сегодня в России насчитывается порядка 20-25 % детей, нуждающихся в продвинутом обучении. Но системной работы с такими ребятами пока, к сожалению, в стране не ведется.
Как прокомментировал ситуацию в своём интервью РИА Новости директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко, эта деятельность носит сугубо «очаговый характер» и не покрывает ни географически, ни содержательно страну в целом. «Не с
ложилось у нас такой ситуации, когда талантливый ребенок независимо от места жительства может реализовать себя в той сфере, в какой он талантлив. И, с другой стороны, нет сложившейся системы, стимулирующей учителей общеобразовательных школ поддерживать и развивать талант в каждом ребенке», — пояснил Ященко.
Специалисты же пока просят родителей не унывать. Ведь работа с вундеркиндами всё-таки ведётся. И в большинстве случаев людьми-энтузиастами, преданными своей работе и делу. Так, ещё с советского времени в Москве работу с одарёнными детьми полностью координировал и координирует сейчас Московский институт открытого образования. В Кировской области по инициативе Игоря Рубанова еще в начале 90-х был открыт Центр дополнительного образования одаренных школьников.
Одной из самых массовых форм работы с интеллектуально одаренными школьниками в Омской области является всероссийская олимпиада. В 2009/2010 учебном году в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по 20 общеобразовательным предметам выявлено 520 призеров и 51 победитель. Помимо этого в регионе приоритетной является именно материальная поддержка талантливых детей, направленная на финансирование стипендий и грантов, массовых спортивных и творческих конкурсов и олимпиад.
По мнению специалистов, необходимо действовать ещё и в другом направлении, а именно создавать условия для развития не только внешней, но и внутренней мотивации одарённых в реализации ими своего таланта. Именно это позволит реализовать образовательный, собственно педагогический, аспект поддержки таких детей.
О том, что такое одарённость и как её определить читайте в первой части материала Вундеркинды или дети-«мудрецы»: определение одарённости