В новом учебном году школьники ряда российских регионов будут обучаться с помощью электронных учебников. До Омска новое образовательное веяние еще не дошло. Однако по мнению специалистов, нововведение имеет не только «плюсы», но и «минусы».
По решению российского правительства в ряде крупных российских регионов, куда вошли Московская, Калининградская, Самарская, Кемеровская области, Республика Татарстан, с 1 сентября 2011 года в некоторых школах будет проводиться эксперимент с введением электронных учебников. Школьные предметы, в первую очередь «текстовые» — литературу, обществознание, историю и иностранные языки — переведут в электронный формат. Причем использоваться для чтения будут не знакомые всем компьютеры и ноутбуки, а специальные устройства для чтения, так называемые ридеры.
Если опыт будет признан удачным, на «цифровые устройства» в перспективе могут перейти все российские образовательные учреждения. Эксперты же отнеслись к инициативе неоднозначно. С одной стороны, школьникам не придется таскать лишние килограммы, да и проще будет внести правки в учебник, а не покупать новое издание каждый год. Но, с другой – многие технические и, что важнее, финансовые стороны эксперимента остаются непонятными.
«ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ» ЭЛЕКТРОННОГО ФОРМАТА
Сейчас специалисты пытаются решить два главных вопроса, связанных с электронными учебниками: как защитить само устройство, подверженное внешним воздействиям, а также «авторские» права на него. Электронную книгу могут повредить канцтовары и другие учебники в рюкзаках школьников, считают противники нововведения. Кроме того, электронное устройство могут украсть, а, если учитывать, что стоят ридеры недешево, то покупка второго будет связана с определенными финансовыми трудностями.
Другой еще не решенный вопрос – это финансовая сторона эксперимента. По подсчетам главы российской корпорации «Роснано», специализирующейся на инновационных разработках, Анатолия Чубайса, одно устройство для чтения книг будет стоить порядка 12 тыс. руб. А значит, приобретение учебников окажется накладным как для школы, так и для родителей учеников.
По мнению же генерального директора компании Pocketbook Global — лидера рынка электронных книг в России — Олега Денисюка, от покупки электронного учебника не только не пострадает семейный бюджет, но семьи учеников смогут даже сэкономить. По подсчетам компании, стоимость пособий за два-три учебных года эквивалентна затратам на покупку ридера.
Главным бонусом перехода на электронную книгу, по мнению экспертов, должно стать существенное облегчение школьных рюкзаков. Несмотря на то, что учебники должны делаться с почти невесомыми обложками и из облегченной бумаги, ранец среднестатистического школьника бывает очень тяжелым. В ридер же можно загрузить сразу несколько книг.
Ридеры имеют и другие технические плюсы. В них есть, например, функция изменения размера шрифта – для удобства чтения. Многие ридеры позволяют не только читать книги, но и прослушивать их в аудиоформате. Наконец, «электронные учебники» имеют функцию поиска текста, что может сэкономить время, а также позволяют оставлять и «стирать» заметки, не портя «страницы» книги.
ЭЛЕКТРОНИКА В ОМСКИХ ШКОЛАХ
В омских школах электронных учебников еще нет. Об этом рассказали корреспонденту проекта «Образование в Омске» в Министерстве образования Омской области, и в ближайшее время их появление в школах не планируется:
«Введение таких учебников пока не оправдано ни финансово, ни с точки зрения образовательного процесса. Бумажные учебники проверены временем и отлично выполняют свою образовательную функцию. Насколько мне известно, в минобразования России проговаривался вариант, чтобы спустя несколько лет ученики пользовались не только электронными учебниками и дневниками, но и электронными тетрадями. Кто знает, может вскоре это дойдет и до нас», — поделилась своими соображениями начальник управления политики Омской области в сфере дошкольного, общего и дополнительного образо
вания детей Наталья Колбышева.
Как рассказала завуч омской гимназии № 117 Надежда Лаптева, среди последних технических нововведений в образовательных учреждениях Омской области все большую популярность приобретают дистанционное обучение и интерактивные доски:
В школах активно используется система дистанционного образования. Особенное значение она имеет для детей-инвалидов. В Омске есть ресурсный центр (на базе Регионального информационно-аналитического центра системы образования (РИАЦ) – «Образование в Омске»). Сюда школы могут подать заявку, указав, что в учебном заведении обучается ребенок с ограниченными возможностями и нуждается в дистанционном образовании. По заявке на домашнем компьютере ученика устанавливают специальные программы для дистанционного обучения. Кроме того, помимо выполнения заданий в электронных пособиях, по которым учитель может проверить ученика, школьник получает необходимые консультации педагога с помощью программы Skype.
Также, по ее словам, сейчас во многих омских школах есть как минимум одна интерактивная доска. Наиболее активно они используются в гимназиях и лицеях.
«Интерактивные доски существенно экономят время и дают больше самостоятельности ученикам. Доски, конечно, дорогостоящие и не все школы могут позволить себе их, но опять же есть гранты, часто помогают приобрести доску родители», — рассказывает специалист.
Наконец, в прошлом году в нескольких омских школах появились электронные дневники и журналы — своеобразные школьные социальные сети. Учителя уже оценили их удобство: об оценках такие дневники оповещают очень быстро, а также позволяют поддерживать постоянную связь не только с учениками, но и с их родителями.
Между тем, как отметила Надежда Лаптева, появление в омских школах технических нововведений тормозится тем, что учителя зачастую сами не хотят учиться ими пользоваться. А учитывая привычку пользоваться бумажными книгами, электронные учебники могут встретить в омском образовательном сообществе определенный протест.