
Согласно новому закону «Об образовании в РФ», который вступает в силу с 1 сентября, требования к школьным учебникам, входящим в федеральный перечень, ужесточатся, и их количество сократится на треть.
Напомним, школы имеют право приобретать за государственный счет и использовать только те учебники, которые входят в федеральный перечень, который формируется по результатам научной и педагогической экспертиз. Как отмечают в областном министерстве образования, ранее можно было лишь пополнять перечень, возможности исключения из него не было. Таким образом, на сегодняшний день в списке находится порядка 3 тыс. учебников, что мешает учителям, ученикам и родителям сделать правильный выбор.
Теперь же в федеральный перечень будут включаться учебники, представляющие завершенную предметную линию. Это означает, что материал в учебниках по конкретному предмету должен быть изложен на единой методологической основе, в единой последовательности и обеспечивать преемственность. Каждый учебник должен сопровождаться специальной методической литературой для учителя.
Кроме того, учебники из перечня обязательно должны иметь электронные приложения, а лучше электронные интерактивные версии.
Помимо научной и педагогичесткой экспертиз учебники подвергнут и общественному рассмотрению. Возможен и четвертый вид экспертизы – она будет касаться только учебников с вариативным компонентом, который формируется образовательными учреждениями самостоятельно — этнорегиональная экспертиза. Она предусматривает анализ на соответствие региональному законодательству, отражение в учебнике базовых национальных ценностей, региональных и этнокультурных особенностей, их многообразие, единство национальных культур и народов России.
Приобретение учебников из нового перечня начнется с 2014-2015 учебного года. Книги, которые были приобретены в этом году или раньше, также будут использоваться.
Специалисты федерального ведомства рассчитывают, что новые требования существенно повысят качество учебников, новые подходы позволят ускорить переход школ на электронные учебники.
