«Мои университеты»: конец эпохи самостоятельности

Статьи

В ближайшем будущем российскую систему образования ждут большие перемены. В частности, сегодня уже идёт работа над проектом, по которому все вузы страны будут объединяться в крупные образовательные центры. Чем чревата реформа и поможет ли это в выстраивании новой модели образования, постараемся разобраться.

На днях премьер-министр страны Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Ольге Голодец активизировать работу по улучшению ситуации в образовании. По его мнению, этого можно достигнуть путём создания крупных высших образовательных центров при сокращении количества вузов.

«Улучшить ситуацию в образовании в целом по стране можно только путем создания крупных университетских центров, – цитируют РИА «Новости» премьера. – У нас много университетов для нашей небольшой страны. Их количество должно естественным путем уменьшаться в результате создания на базе существующих университетов крупных университетских комплексов».

Дмитрий Медведев уверяет, что эта реформа никоим образом не помешает общему образовательному процессу: «всё будет протекать спокойно, не в ущерб учебному курсу, а также тем студентам, которые уже поступили в вуз«. Однако так ли это на самом деле, остаётся пока только догадываться.

ПРОБА ПЕРА

Напомним, что вскоре у страны появится достойный пример для подражания: Северо-Кавказский федеральный университет уже в ближайшее время станет первым таким крупным университетским комплексом.

Предполагается, что образовательный центр расположится внутри университета. В нём будут сконцентрированы лучшие педагогические кадры. Это, по мнению специалистов, поможет улучшить материальную базу университета, а также общую подготовку студентов.

Каким образом будет происходить объединение?

Программа создания Северо-Кавказского федерального университета утверждена до 2021 года. Примечательно то, что её развитие будет проходить в два этапа: до 2016 и 2021 года.

На первом этапе, стартующем уже в этом году, планируется объединение трёх высших образовательных учреждений. За 4 года специалисты планируют решить вопросы с юридическим оформлением, а также передачей имущественного комплекса вузов в один университет. Предполагается, что в вузе будут обучаться свыше 37 тыс. студентов и 2, 5 тыс. педагогов.

Второй же этап, с 2016 по 2021 год, коснётся более мелких организационных вопросов, которые будут решаться уже в стенах современного «храма науки».

Те же самые изменения коснутся и других округов Российской Федерации. Это всего лишь вопрос времени.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Что касается нашего региона, то пока о каких-либо изменениях говорить рано. Омские же специалисты к ситуации относятся крайне не однозначно.

Заместитель декана по научной работе и компьютеризации факультета филологии и медиакоммуникаций ОмГУ, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Сергей Демченков:

Сама идея укрупнения вузов витает в воздухе давно, и тому есть определенные объективные предпосылки. Сложившееся положение вещей, когда специалистов с одной и той же профессиональной квалификацией готовят в двух, трех, четырех, пяти вузах города, трудно назвать приемлемым. Вузы становятся слишком заинтересованы в «коммерческих» студентах, что не лучшим образом сказывается на уровне их подготовки. С этой точки зрения крепко стоящий на ногах вуз-монополист, вероятно, предпочтительнее 4-5 разрозненных учебных заведений, каждое из которых пытается всеми правдами и неправдами «перетянуть одеяло» на себя. Однако успех или неуспех любой р
еформы определяется не столько положенной в ее основу идеей, сколько особенностями ее реализации. Не будем забывать, что сегодняшний кризис российской системы образования во многом — результат предыдущих непродуманных попыток ее реформирования. Поэтому делать какие бы то ни было прогнозы, я не решусь. Но хочется верить, что наши вузы не постигнет судьба Черноморской киностудии из романа Ильфа и Петрова, которая так долго и упорно модернизировалась, что фильмы там снимать совсем перестали.

Кандидат философских наук Виктор Сурков:

От реформы, думаю, стоит ждать усиления коррупции, сокращения преподавателей и победных реляций о масштабах. Однако российские вузы — это динозавры прошлого. Они, безусловно, нужны, но в какой форме и в каких количествах не знает никто. Централизация лишает российское образование гибкости развития. Кроме того проблема существует и в самих критериях укрупнения. Кого с кем сливать и почему? Увеличение уровней иерархии при российской склонности к бюрократизму только увеличит разрыв между ректором, получающим миллионы (вуз ведь увеличился), преподавателями, студентами и обществом. Увы, но я не знаю примеров эффективного укрупнения в современной России.

55study