«Золотые горы» или чего ждать от повышенной зарплаты преподавателям?

Статьи

С этого года министерство образования и науки страны планирует повысить заработную плату профессорско-преподавательскому составу вузов.

С 1 сентября 2012 года минобрнауки подготовится к выплатам повышенной зарплаты вузовским преподавателям. Предполагается, что она достигнет уровня средней по экономике региона и составит порядка 26 тыс. рублей. Такое предложение озвучил в минувшую субботу глава ведомства Андрей Фурсенко.

По его словам, на модернизацию всей системы высшей школы понадобится порядка 6 млрд рублей из федерального бюджета. Все эти средства можно почерпнуть из 3 основных источников.

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

Первый из них можно найти в увеличении количества студентов на одного преподавателя как минимум в 1,5 раза. При этом ряд специальностей всё же будет сохранять индивидуальные нормативы. Главным образом изменения не коснутся сферы культуры и здравоохранения, а также высокотехнологических направлений. «Начиная с 2013 года не менее одной трети от необходимых средств надо изыскивать за счет повышения эффективности работы вузов», — пояснил министр.

Сама «реформа» и, в частности, такой способ повышения у омских представителей профессорско-преподавательского состава вызвал массу вопросов. Так, доктор филологических наук, профессор Омского государственного университета им. Достоевского (ОмГУ) Наталья Орлова неоднозначно относится к этому нововведению. «Повышение заработной платы – дело хорошее. Настораживает лишь то, что правительство планирует осуществить его за счёт увеличения количества студентов на одного преподавателя. Для большинства вузов такое «повышение эффективности работы вузов» означает грядущее сокращение штатов», — отметила профессор.

Другого омского преподавателя Виктора Суркова такой подход и вовсе не устраивает. Он считает, что сначала необходимо расстаться с «советским» подходом к вузам, а затем переходить к повышениям.

Политехнический заказ себя исчерпал, идеологическое давление закончилось. Колледжи, массово получившие статус университетов ради увеличения финансирования, тоже не добавили эффективности системе образования. Демографическая яма — это явление временное, реформы нужно планировать на десятилетия вперед, а не для сиюминутных реляций о сокращении расходов. Необходимо пересмотреть государственную позицию по отношению к вузам: сформулировать и принять конкретные критерии оценки степени реализации, а также снизить бюрократические препоны, заставить перейти на электронный документооборот, ориентированный на комфорт преподавателей и студентов, а не чиновников, — пояснил Виктор Сурков.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ

Что касается второго источника, то его министр видит в сокращении бюджетного приема на первый курс, который становится возможным после изменения закона об определении численности обучающихся за счет бюджета.

Кроме того, как сообщает министерство образования и науки РФ, Андрей Фурсенко посоветовал не забывать и о платных образовательных услугах, за которые на сегодняшний день в большинстве вузов платится в 2 раза меньше, чем из бюджета.

«Оплата за счет внебюджета должна соответствовать бюджету. То есть должен быть норматив, который должен оплачиваться. В противном случае происходит субсидирование студентов, которые должны платить полностью за свое обучение, за счет бюджета»
, — отметил министр.

Омских студентов такое положение дел так же, как и преподавателей, мало устраивает. По мнению студента машиностроительного факультета Омского государственного технического университета (ОмГТУ) Никиты Лобкова такое нововведение скорее ухудшит положение в сфере высшего образования, нежели наоборот.

Согласно современному закону сохранения энергии: если где-то прибыло, то где-то значит обязательно должно убыть. Я считаю, что повышение зарплат за счет увеличения нагрузки не может продолжаться бесконечно, так как это приведет скорее к недовольствам, чем к позитивному исходу. А что касается сокращения бюджетных мест, то сейчас слишком много людей с высшим образованием и пустой головой. С другой же стороны, это масштабное поле для коррупции. Итогом этого может стать то, что бедный и умный не поступит, а богатый, но тупой поступит.

Студентка факультета элитного образования и магистратуры ОмГТУ Мария Котли придерживается похожей точки зрения. «При сокращении бюджетных мест студенты с «толстым кошельком» в любом случае поступят. Умных же ребят здесь могут ждать реальные трудности». Таким образом, «страна потеряет действительно нужных студентов», а значит впоследствии квалифицированных специалистов. Мария предлагает свои 2 источника повышения заработной платы преподавателям: «Во-первых, это непосредственное сотрудничество предприятий и организаций с вузами, то есть целевое обучение. При таком подходе и организации будут получать кадры, и вуз – деньги, и студент – знания и дальнейшее трудоустройство. Во-вторых, на самих кафедрах можно проводить курсы повышения квалификации, всевозможные семинары и практики. Это тоже определённым образом поможет пополнить вузовскую казну».

«Преподаватели, конечно же, заслужили достойный заработок, но невозможно ведь работать по 24 часа в сутки. А бюджетных мест и так достаточно мало. И далеко не каждый может позволить себе платное высшее образование» – придерживается той же позиции студентка филологического факультета ОмГУ Наталья Сафонова.

ТРЕТИЙ ВАРИАНТ

И последний путь решения проблемы главным образом заключается в изыскании средств на повышение зарплат исключительно из федерального бюджета. Так, в 2013 году на эти нужды потребуется около 15 млрд рублей, в 2014-м – 25 млрд рублей. По словам главы ведомства, поддержка реальными деньгами является одним из приоритетных направлений в решении данного вопроса.

Само же повышение заработной платы преподавателям вузов, по словам Андрея Фурсенко, с учётом всех вышеперечисленных требований ведомство постарается выполнить раньше поставленных сроков. Ну что ж? Остаётся только ждать.

55study