Почему не выходит на орбиту главный российский спутник — образование?

Если кто-то до нынешнего года не знал, что «самая известная из жён декабристов — Анна Ахматова» и что она в стихах описала свою поездку в «Сибирь, на каторгу, в гости к мужу», а также если вы были не в курсе, что Троцкий убит «в 40 году по поручению Хрущева… ледоколом в Мексике», значит… Значит вы очень далеки от современной школы и ЕГЭ — главного флэш-моба «от образования». Приведённые «факты» не что иное, как отрывки из сочинений нынешнего ЕГЭ.

Ледоколы в Мексике, «Фобос-Грунт» где-то там в атмосфере, а образование в…

Хотя далёкость эта относительная. Всё чаще рушатся дома, спроектированные «как Бог на душу положит», умирают люди, у которых не смогли отличить ангину от аппендицита, никак не хотят лететь наши марсоходы куда следует, а спутники связи вообще не хотят лететь: с декабря 2010 года Россия пережила 7 крупнейших космических провалов — что ж, новый космический рекорд…

Как это связано со школой, с образованием? Напрямую — уже подросли и пошли «в жизнь» первые пореформенные поколения, выучившиеся не в консервативной и отсталой советской школе, а в новой и продвинутой, с пренебрежением к фундаментальности, но с любовью ко всяким проектам и конкурсам.

Дальше — больше. В России вводятся новые стандарты образования — ФГОС, которые должны завершить так удачно начатую дебилизацию населения. И всякое сопротивление им сегодня начинает расцениваться как экстремизм… Пример тому — далёкий от столиц  Владивосток, где за «другое мнение» теперь могут и задержать. До выяснения, как говорится…

Правда — это жёсткий экстремизм

1 апреля 2012 года сотрудники УВД Уссурийска задержали Виктора Потапенко и Николая Соснова — педагога, историка, преподавателя медицинского университета, предъявив им обвинение в экстремизме за то, что у задержанных оказались листовки с критикой вводимой системы образования и описанием альтернативного проекта, предлагаемого Олегом Николаевичем Смолиным, заместителем председателя комитета Госдумы по образованию, членом-корреспондентом РАО.

Проект Смолина предлагает оставить в стране бесплатное образование без урезания фундаментальной базы и тотального сокращения часов в старшей школе, сохранить лучшие традиции и достижения старой школы, обогатив их действительно востребованными новшествами, а не пустозвонством, повысить статус учителя и улучшить материальное обеспечение российских школ. Неужели этого достаточно? Вполне. Без всяких ФГОС-ов.

Вот факты. В конце 2010 года были опубликованы результаты образовательного исследования PISA, проводимого в 65 государствах. Уровень знания школьников оценивался по 3 критериям: техника чтения, естественнонаучные знания, математические навыки. По результатам исследования передовая держава Россия оказалась в общем рейтинге на… 45 месте. И даже этот результат подлежит сомнению: не исключены подтасовки фактов и показателей, ведь учителя стараются обычно в ходе подобных проверок помочь ученикам — за низкие показатели их будет нещадно «кошмарить» администрация.

А тем временем в Китае и Сингапуре

Кто же «впереди планеты всей»? Южная Корея, Финляндия, Китай, Сингапур. Обратите внимание: в этих государствах система образования мало напоминает американскую, на которую ориентировано в проводимых реформах наше образование, а статус учителя исключительно высок (как и его материальное поощрение).

И хотя наши чиновники вдруг в один голос начали петь о «самостоятельном пути» нашей школы, дела говорят сами за себя: исключительная ориентированность на проектную деятельность, тестирование, отправка «в загон» естественных наук и кастрация гуманитарных… Может быть, проектная деятельность и совсем неплоха в сочетании с приобретением основ знаний, но где же её осуществлять? Вспоминается картинка из самого правдивого нового романа о современной школе Алексея Иванова «Географ глобус пропил»: в кабинете географии из наглядности был глобус, кусочек полевого шпата и карта Австралии… Какой проект «замутить» (по выражению тех же учеников) с таким набором? Наверно, Землю заново открывать.

А пока… Пока в результате проведения реформ 27 % российских школьников не читают установленного минимума слов в минуту, 29 % — не освоили даже азы в математике и 22 % — в естествознании. Каждый четвертый школьник не осваивает даже минимума знаний.

 

 

55study