Объединение ОмГУ и ОмГПУ: мнения за и против

Статьи

Объединение ОмГУ и ОмГПУ: мнения за и против

О слиянии ОмГУ им.Ф.М.Достоевского и ОмГПУ говорят не один год. Кто-то за, кто-то против, а кто-то вообще не верит в подобную перспективу. Недавно сомневающимся пришлось-таки поверить: слияние вузов должно пройти менее чем за год.

В качестве причин слияния называются проблемы с выбором ректора в педагогическом университете, усиление профильной составляющей, исключение дублирования профессий, а также усиление материально-технической базы. Кто станет ректором «вуза о двух головах» пока неизвестно, из конкретики – только сроки. В течение этого года два омских вуза объединятся.

Корреспондент проекта «Образование в Омске» решил не перечислять все возможные преимущества и недостатки подобных преобразований, а опросить всех заинтересованных лиц – как они относятся к слиянию университетов?

В ПОДДЕРЖКУ

Ирина Прозорова, министр образования Омской области:

Да, процесс действительно пошел, он будет продолжаться менее года. Форма слияния еще не определена, но одно можно сказать с уверенностью: на студентах перемены не отразятся, если только лишь в положительных моментах – как гораздо более обширное федеральное финансирование вузов.

Нельзя не отметить, что планы по слиянию университетов мы вынашивали давно: у Омского педагогического университета низкая эффективность работы. После окончания образования по диплому трудоустраиваются только 30 % выпускников.

Владимир Струнин, ректор Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, доктор физико-математических наук:

Конечно, этот вопрос в последнее время – самый популярный. И каждый раз, когда меня спрашивают о слиянии вузов, я вспоминаю притчу о том, как два человека обменивались яблоками – и ничего не меняется. А если они обменяются идеями, то оба станут богаче. Почему бы нам так не воспринимать слияние классического и педагогического университетов? Ведь ОмГУ не готовит учителей, значит, педагогическую специализацию мы сохраним в любом случае. Волнуются студенты исторических факультетов – зря волнуются. Специфика факультетов РАЗНАЯ. И мы сохраним оба, так как выпускники нашего истфака работать в школу не пойдут. За редким исключением. И не нужно так настороженно относиться к переменам. Образование зависит не от того, где преподают, а как преподают. А от объединения двух вузов эффект будет огромный.

ПРОТИВ

Дмитрий ФЕДЯЕВ, проректор по научной работе Омского государственного педагогического университета, доктор философских наук:

Я отношусь к слиянию крайне отрицательно. Мало того, что никакого существенного увеличения материальной базы не произойдет, а университет практически потеряет свою индивидуальность. Министр образования и науки считает, что оптимизация вузовской системы необходима и неизбежна, поскольку потенциальных студентов с каждым годом становится все меньше. Это действительно так. В вузе уменьшается количество студентов. Чтобы сохранить вуз, придется сокращаться. У меня вопрос – сколько педагогов придется сократить при слиянии? На мой взгляд, слияние вузов приведет к потерям среди преподавателей, которым тоже нелегко будет найти работу.

Александр Кузнецов, студент физического факультета ОмГУ им. Ф.М.Достоевского:

Хотелось бы хоть какой-то информации касательно преподавания. У нас на факультете этот вопрос почти никак не обыгрывается. Ну а преподавателям выпадает прекрасная возможность обменяться опытом. Хотя то, что я успел сообразить, утрируя, можно сказать, что студентов на всех преподавателей не хватит. И у нас и у ОмГПУ есть одинаковые дисциплины, преподаватели дублировать будут друг друга. Сейчас вообще такая ситуация — студентов меньше (и план набора меньше, да и последствия демографии). Что это значит? Что если у преподавателя нагрузка была за счет количества групп/подгрупп, то теперь ему просто часов на ставку не набирается. Ничего хорошего ни для них, ни для нас.

Мируэтт Абишева, студентка химического факультета ОмГПУ:

К этой идее отношусь очень плохо. Я хочу закончить тот инсти
тут, в который поступала. Все в курсе, что между нашими вузами не такие уж хорошие отношения. Никто не знает. Что последует за слиянием.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Почему слияние университетов вызывает столько разнотолков? Вузы похожи: количеством студентов, преподавателями и их достижениями, количеством докторов наук. Но все-таки многие, вопреки уже начавшемуся процессу, перемены воспринимают совсем нерадостно. Не все готовы сотрудничать, ведь вчера они еще конкурировали. Один вуз готовит специалистов, которых ждут в любом предприятии города, как принято полагать. Другой вуз, несмотря на непопулярное прилагательное «педагогический», достигает многого. А что получится из синтеза, которому все-таки бесполезно противиться, — покажет время.

55study