Отдавать ребенка в секцию, кружок, студию или не отдавать – этот вопрос, как правило, перед родителями не стоит. Система дополнительного образования и детей от скуки спасает и взрослым жизнь облегчает. Вот только как выбрать, чем именно заниматься будет ваше чадо?
В кружки и секции дети, как правило, не приходят, их приводят родители. И дело не только в том, что мальчишки и девчонки 5-6 лет еще не настолько самостоятельны, чтобы разгуливать по городу без взрослых. Чаще всего именно родители решают, куда будет ходить ребенок, и чем он будет заниматься.
Взрослые решают за детей, потому что…
… «Он сам не знает, чего хочет».
… «Я сам танцевал (пел, боксировал и т.д.), это интересно».
… «Хоккей сделает из него настоящего мужчину. Танцы научат уверенности в себе»
Психологи считают, что такая аргументация не пойдет на пользу, и результат может быть прямо противоположным. Почему?
1. Дети на то и дети, чтобы выбирать, менять свои решения, сомневаться и пробовать. Иначе когда еще, если не в детстве? И как ребенок поймет, что рисование лучше, чем пение или ставить палатки увлекательней, чем переставлять шахматные фигуры, если не попробует все это сам?
2. Вы и ваш ребенок – разные люди. То, что интересно вам, может быть как минимум скучным для него. Результат – с вами ребенок станет общаться натянуто, появится обида, раздражение, а все неудачи и промахи (а они неизбежны в занятиях по принуждению) будет относить на свой счет и чувствовать себя ни на что не годным.
3. Детские кружки и секции – это, в первую очередь, способ времяпровождения, своего рода развлечение для ребенка, среда для общения со сверстниками и возможность найти друзей по увлечениям. Конечно, попутно с помощью дополнительного образования можно кое-что изменить в поведении ребенка, направить формирование характера в нужное русло. Например, спортивные секции – это стремление к победе и выносливость, вязание или рисование развивают чувство вкуса, тренируют мелкую моторику и т.д. Но это не панацея. Если непоседу упрятать в кружок по вышиванию, он либо от скуки зевать будет, либо станет головной болью и для учителя и для родителей.
Как же выбрать кружок? Руководствоваться исключительно собственными предпочтениями нельзя. Спрашивать о желаниях самого маленького ученика бесполезно – он либо не знает, либо хочет заниматься всем и сразу. По мнению психологов, есть только один вариант – понаблюдать за ребенком, его поведение вам подскажет.
Ребенок активен, без стеснения высказывает собственное мнение и рвется в драку, чтобы его доказать?
Значит, стоит обратить внимание на любой одиночный вид спорта или кружок, где ребенок сможет добиваться индивидуальных высоких результатов, и все внимание тренера или преподавателя будет безраздельно посвящено ему.
Легко относится к проигрышам, главное победа, а не участие? Дружелюбен и с одинаковой радостью выбирает как активную, так и пассивную роль в игре?
Стоит выбрать кружок, развивающий общение внутри социума – например, любые командные виды спорта.
Ребенок в любой игре «примеряет» на себя роль лидера, собирает вокруг себя сверстников и с легкостью увлекает их общей целью?
Нужен кружок или вид спорта, в котором есть места капитана команды, командира группы, ответственного за стенд или помощника преподавателя. Рано или поздно такой ребенок займет в маленьком социуме лидирующую позицию, главное, чтобы данный кружок предполагал ее наличие.
Ребенок тих, застенчив, соглашается с любой ролью, которую подбирают для него сверстники и рад уже тому, что его просто приняли в игру?
Это самый затруднительный случай. С одной стороны, родители могут пытаться развить в ребенке «бойцовские» качества, отдавая его в боевые спортивные секции или кружки. С другой, — такой выбор может стать тяжелым испытанием для ребенка и сделать его замкнутым. Поэтому самым безопасным вариантом будут секции так называемого прикладного характера — от макраме до авиамоделирования.
При выборе кружка для ребенка обратите внимание на условия, в которых будут проходить занятия. Попросите, чтоб показали лицензию на право ведения образовательной деят
ельности. Расспросите подробнее о педагоге, который будет вести занятия — какое образование, опыт работы, а лучше познакомьтесь с ним лично и на первое занятие сходите вместе с ребенком. Интерес маленького ученика во многом зависит от педагога – чем более увлеченный он человек, тем меньше вероятность того, что ваш ребенок будет «прыгать из кружка в кружок».
Художественный руководитель ансамбля народного танца «Подснежник» (МОУ ДОД «Городской Дворец детского (юношеского) творчества») Татьяна Шушарина:
Заниматься у нас начинают с 6 лет. Одни дети, посмотрев концерт, сами принимают решение записаться в ансамбль. Других приводят родители, чаще те, которые сами когда-то у нас танцевали. Мотивация у всех учеников разная, но когда они попадают в коллектив, перезнакомятся все, уже редко кто уходит. И специально никого уговаривать не приходится. Конечно, младшие часто болеют, могут пропустить пару занятий. И здесь многое зависит от родителей. А когда подрастают, уже сами бегут к нам, как говорится, и больные и хромые, не смотря ни на что.
Педагог дополнительного образования, руководитель детско-юношеской фотостудии «Красная гвоздика» Ольга Свирина:
Лучший тест, чтобы понять, хочет ли ребенок заниматься у нас, — это разговор. С каждым, кто приходит в студию, я общаюсь, и сразу все становится ясно обоим – будет ли ему интересно, насколько осознанное желание его сюда привело. В первый год отсеивается процентов тридцать. Это ребята, которые записались, потому что друг пошел, потому что фотография сейчас это модно и т.д. Будет ли ребенок заниматься, во многом зависит от родителей. Потому что с одной стороны должно быть желание самого ученика, а с другой стороны помощь семьи. Нужна поддержка, определенный настрой.