Такое множество у нас разговоров в последние двадцать лет происходит о рекламе, что даже любимая тема всех времен и народов – погода, перед ней меркнет и бледнеет.
Действительно, за эти годы отечественная реклама из Золушки, о которой наши граждане знали только из американских фильмов и художественной зарубежной литературы, почти превратилась в полноценную красавицу-принцессу. Правда, пока еще платье на принцессе сидит не так элегантно и чудесно, как хотелось бы, а ее башмачки сияют не совсем хрустальным светом, но то, что карета былой замарашки уже никогда не превратится в тыкву – это точно!
А ведь еще относительно недавно словосочетание наружная реклама в Киеве, впрочем, как и в любом другом городе бывшего Советского Союза вызывало не только недоумение, но и опаску. Слишком уж буржуазным и непригодным для понимания советского народа было это «чуждое и несвойственное для социалистического строя» явление. Слава богу, сегодня даже в самом отсталом селе или самом дальнем хуторе трудно найти молодого человека, который при словах: «Анализ рыночной ситуации в Харькове», «База данных о покупателях днепропетровской области», «Мерчандайзинг для магазинов Донецка» или «Размещение рекламы на билбордах в Киеве» непонимающе заморгал бы глазами и скрылся за деревьями, а впоследствии сдал бы говорящего соответствующим органам, как внедренного к нам шпиона иностранной державы.
Благодаря множеству переводной и собственной литературы , в частности, о принципах создания и размещения рекламы и о маркетинге, как о науке в целом, сегодня наши телевизионные и радио эфиры наполнены креативными и не очень, роликами и спотами, города снизу доверху пестрят многоноплановыми наружными конструкциями, а печатные издания разного толка методично подсчитывают прибыль от заполнения собственных площадей неиссякающим потоком рекламных объявлений. А скольким преподавателям и молодым специалистам дали работу далекие, но ставшие уже такими родными нам Филлип Котлер, Дэвид Огилви, Россер Ривс или Лео Барнет. А уж скольким доморощенным миллионерам помогли увеличить состояния, с таким трудом добытые в грозные годы передела собственности! Или скольким состоявшимся депутатам разных уровней помог, ранее не известный в стране вечнозеленых помидоров, загадочный и всепобеждающий PR ! И только вопрос – как же мы раньше-то жили без этого, и, в общем, не умирали, остается пока открытым, так же, как открытая на моем столе книга Джека Траута «Дифференцируйся или умирай». Но опять выбираю жизнь, а значит, придется дифференцироваться.