Наука «Экскурсоведение» — о чем она?

Интересно

Наука «Экскурсоведение» — о чем она?

Экскурсоведение — интересная и современная наука, которая успешно развивается. Еще недавно экскурсионным делом занимались лишь энтузиасты — поскольку огромная работа по организации советского туристско-экскурсионного дела была разрушена, а до создания нового никак не доходило.

 Утратили популярность (а в большинстве учебных заведений и вовсе закрыты) курсы на отделениях подготовки экскурсоводов в ВУЗах. Профессиональные экскурсоводы остались только в музеях, и все чаще в качестве них выступали научные сотрудники и искусствоведы. Экскурсии для школьников по Москве проводились силами учителей (многие из которых закончили в советское время экскурсионные отделения педвузов) или родителей.

Впрочем, быть экскурсоводами учителям не в новинку: собственно экскурсоведение выросло из педагогики. Особняком стояли музейные методисты и сотрудники, которые сочетали свою работу с наукой. К середине семидесятых накопился богатый опыт в этом направлении, и возникла экскурсионная теория.

Основоположниками теории считаются Л. Курпат и Е. Соколовский, которые классифицировали главные направления и разработали основы психологической работы с туристами, экскурсантами. Они предложили методики для школьных и иных экскурсий. Это не значит, что до появления теории никто не работал в этом направлении, но подобные статьи и публикации носили случайный, не систематизированный характер.

После передачи экскурсионного дела профсоюзам теория получила большое развитие. Было создано специальное управление и исследовательская лаборатория по туризму. Образовались курсы по обучению экскурсоводов. Экскурсии перестали восприниматься формой отдыха, они перешли в разряд идейно-воспитательной работы с населением, автобусные экскурсии по Москве, например, становились частью продуманной идеологической работы. Уровень экскурсий значительно повысился, появился принцип наглядности, уточнились многие признаки и новые функции руководителей групп и экскурсоводов. Кадры для развивающейся отрасли перешли в разряд высшего учебного заведения. Были разработаны учебные пособия и методички для студентов.

К счастью, сегодня наука получила новый толчок к развитию, причем на современном этапе используются как советские наработки и новые мировые тенденции. Развитие туризма не стоит на месте, соответственно, идет дальнейшее накопление опыта, которое развивает науку. В современной России этими вопросами занимается международная академия туризма.

55study