Боб Хейз, почётный профессор Гарвардской школы бизнеса, говорил: «Пятнадцать лет назад компании конкурировали друг с другом в цене. Сейчас — это качество. Завтра — это дизайн».
В настоящее время дизайн в России — одно из самых перспективных направлений на рынке труда. Сегодня профессия дизайнера является одной из самых престижных и высоко оплачиваемых не только у нас в стране, но и во всем мире. И это не случайно. За последние годы бурно развивается рынок недвижимости, рекламный рынок, рынок печатной полиграфической продукции, книжной графики, предметов быта, и др., то есть именно тот сегмент рынка, который, прежде всего, нуждается в дизайнерских идеях и разработках, что и сделало профессию дизайнера востребованной.
Анализ образовательных программ некоторых московских вузов, осуществляющих подготовку по направлению бакалавриата дизайна, показывает, что при организации образовательного процесса необходимо:
- определить роль дизайна в современной бизнес-коммуникации;
- интегрировать международный опыт ведущих бизнес-групп, брендин- говых агентств, научных школ в области брендинга, коммуникации, дизайна в образовательный процесс;
- выявить современную семиотическую модель визуальной идентификации;
- определить наиболее эффективные креативные технологии дизайн-проектирования;
- сформировать образовательное пространство с новыми методологическими и технологическими подходами к дизайн-проектированию.
В рамках высшей школы дизайна необходимо сформировать многоуровневый научно-образовательный комплекс, осуществляющий подготовку в области дизайна, реализующий программы высшего и дополнительного образования, довузовской и послевузовской подготовки.
По мнению аналитиков, по заявленному направлению обучения рынок образовательных услуг сложился достаточно стабильно. Однако комплекс направлений обучения, скорее, ориентирован на виды дизайнерской деятельности: графический, объемный, пространственный дизайн, чем на поиски методов ведения проектной работы и исследовательскую работу. Практически во всех учебных заведениях дизайн рассматривается с эстетико-искусствоведческих позиций. Нет школ, которые интегрировали бы дизайн в бизнес-коммуникацию и пытались бы сформировать новые технологии и модели проектной деятельности, при этом данные технологии активно развиваются зарубежными школами.
Современное развитие школы дизайна в условиях рыночной экономики требует рассматривать дизайн как составное звено бизнес-ком муникации. Роль и место дизайна в стратегическом проектировании бизнеса важно знать не только будущим дизайнерам, но и менеджерам, бизнесменам.
На наш взгляд, необходимо активно внедрять в образовательный процесс креативные методы обучения студентов. Данный раздел обучения практически не представлен в дизайн-образовании. Креативные методы надо рассматривать как инструмент проектной деятельности, причем не только в дизайне, но и в бизнес-проектировании. Традиционно дизайн-исследование существовало в рамках проектной деятельности как аналитический раздел, предшествующий проектной работе. Дизайнер должен владеть широким кругозором, от гжели до модерна.
Дизайн-исследование в образовательном процессе необходимо позиционировать как отдельное бизнес-направление, имеющее стратегическое развитие, как самодостаточный бизнес-продукт, а творческие проекты в области дизайна, изобразительного искусства оценивать как самостоятельные бизнес-направления.
Новые технические возможности информационных технологий изменили семиотическую модель знаковой формы. Обучение методам проектирования знаковой формы, как правило, ведется по старым технологиям или в принципе не определено методологически. Знаковая форма в образовательном процессе методически должна быть обоснована с точки зрения семиологии, психологии, современных представлений о коммуникации.
Образовательные стандарты третьего поколения предусматривают создание системы модулей, в которой студенты могут выбирать индивидуальные образовательные траектории. Современные методы и технологии обучения дизайну должны обеспечить высокий уровень образования на уровне ведущих школ Европы и США.
В учебный процесс необходимо включать краткосрочные тренинги, мастер-классы, которые бы вели действующие практики в области дизайна, специалисты ведущих рекламных агентств.