Евросоюз разрешил перепродажу лицензионного ПО

Интересно

Евросоюз разрешил перепродажу лицензионного ПО

Летом 2012 года в судебной системе Европейского Союза возник любопытный прецедент, связанный с вектором развития европейского интеллектуального права в области компьютерных технологий и программного обеспечения.

В одном из судебных решений европейского Суда для приобретателей лицензионного программного обеспечения (в аббревиатурном написании и далее по тексту – ПО) было признано возможным перепродавать принадлежащие им копии лицензионного ПО.

Правда, следует сразу же оговориться, что данное революционное судебное решение на сегодняшний день касается не всего цифрового контента, а только ПО, которое распространяется на дисках или продается прямо с сайтов, однако нужный вектор развития был задан. Чем это обернется в дальнейшем и как скажется на европейском и российском рынке программного обеспечения, мы, вероятно, увидим уже в ближайшее время.

Судьбоносная тяжба Oracle против Usedsoft

Рассматриваемое решение появилось в результате преюдициального запроса одного из немецких судов, в котором рассматривалось дело  Oracle против Usedsoft.

Деятельность компании Usedsoft заключалась в покупке у  частных лиц, пользователей интернет, принадлежащих им на праве собственности лицензионных продуктов в области ПО, в том числе и ПО, произведенного компанией Oracle. Затем приобретенные лицензии «б/у» перепродавались с сайта компании Usedsoft другим пользователям по более привлекательной цене.

Когда об этом стало известно правообладателям компании Oracle, они сочли, что имеет место нарушение их исключительных правомочий.

И действительно, с точки зрения европейского интеллектуального права, формально, права Oracle были нарушены дважды:

  1. со стороны компании Usedsoft;
  2. со стороны пользователей, перепродавших ранее принадлежащие им компьютерные программы и нарушивших, таким образом, условия лицензионного соглашения с компанией Oracle .

Представители Oracle сразу же обратились в судебные органы, чтобы привлечь компанию Usedsoft к ответственности и получить с нее соответствующие выплаты в пользу компании Oracle.

Однако суд первой инстанции, изучив представленные материалы и осознав, что он столкнулся с весьма необычным делом не смог самостоятельно вынести решение и обратился с соответствующим запросом в Европейский Суд.

Продажа и безвозмездная передача в пользование

Первой проблемой для производителей лицензионного ПО стало содержание лицензионного соглашения, которое заключалось с приобретателями ПО. Так, в положениях указанного соглашения, в частности, указывалось, что цифровой экземпляр соответствующей программы пользователю передается безвозмездно, а возмездной частью сделки являются правоотношения по поводу использования ПО. Соответственно, действия пользователя, который обратился по поводу продажи лицензионного б/у обеспечения, можно считать первой продажей ПО, поскольку компания Oracle, исходя из текста лицензионного соглашения передавала ПО безвозмездно.

Обозначенная проблема порождает за собой следующую, еще более серьезную, представляющую исчерпание исключительных правомочий при переходе права собственности на лицензионное ПО.

В результате чего, каждый приобретатель лицензионного б/у обеспечения признается добросовестным и получает право использовать его по назначению и в полном объеме.

При этом каждый случай перепродажи лицензии влечет за собой переход права собственности и на экземпляр лицензионного ПО, полностью перечеркивая, таким образом, условия лицензионного соглашения с пользователем о запрете отчуждения лицензионного ПО.

Как будет трактоваться теперь статья 1280 Гражданского Кодекса?

В свете последних событий, следует ожидать подобного толкования правовых норм по вопросам применения интеллектуального права и от российских судей, в частности от судей, только что созданного интеллектуального суда.

Так, ранее вопросы применения статьи 1280 Гражданского Кодекса были трудно разрешимыми, поскольку сложно было решить правовую дилемму о том, можно ли разрешать использование компьютерных программ добросовестным приобретателям, в случае, если у них отсутствует лицензионный договор с компанией разработчиком ПО. 

Судьи европейского суда летом 2012 года впервые поддержали
сторону добросовестных приобретателей, заложив, таким образом, серьезную основу для правоприменительной практики по подобным вопросам  и в российских судах.

Возможно, со временем, таким же образом, судьи будут принимать решения и в отношении всего цифрового контента, что, в общем и целом, наверное, является справедливым по отношению к пользователям контента.

Однако, скорее всего, разработчики ПО и правообладатели иных цифровых товаров найдут новый способ монополизировать рынок.

55study