Филиал ОмГПУ в городе Таре. Часть 2: о педагогическом образовании

Статьи

Филиал ОмГПУ в городе Таре. Часть 2: о педагогическом образовании

Многие специалисты сходятся во мнении, что сегодня российское образование находится в состоянии кризиса. О роли образования в обществе и «порочном круге», возникшем в сфере подготовки педагогических кадров рассказал директор филиала ОмГПУ в городе Таре Владимир Жилин.

— Расскажите о Вашей идее высшего педагогического образования. Какова роль образования в обществе?

— Образование относится к базовым институтам социальной структуры общества, реализуя механизмы социализации и обеспечивая безопасность страны. Образование не ограничивается сугубо подготовкой к ЕГЭ. Его влияние распространяется на социокультурное воспроизводство, экономическое развитие, демографию, политику, военную и государственную безопасность. В сферу образования вовлечено всё общество. Значительную часть своей жизни каждый человек связан с деятельностью системы образования непосредственно или опосредованно.

— Но сегодня к образованию, и особенно педагогическому, предъявляется много претензий со стороны общества и правительства. Вы готовы ответить на эти вызовы?

— Да, это так. В настоящее время российское образование вообще и педагогическое в частности находятся в глубочайшем кризисе. Не поняв этой ситуации и не приняв этот тезис за исходный, нам не на что будет опереться в своём желании исправить ситуацию. Мы, именно мы – преподаватели и работники педвузов – должны изменить ситуацию, «разорвав» порочный круг, когда в педвузы идут учиться те, кто не смог поступить в другие, более «престижные» вузы, а из наших выпускников идут работать в школы лишь те, кто не смог устроиться более «достойно», и уже далее начинают готовить к поступлению в педвузы следующее поколение» малоинтеллектуальных неудачников». Существенным свидетельством «разрыва» этого «порочного круга» должно стать завоёванное нашими выпускниками доверие родителей и признание в обществе посредством доказанной ими и нами способности профес-сионально управлять образованием.

— С Вашей точки зрения, деньги решат все проблемы?

— Хороший вопрос. Сегодня многие думают, что деньги решают всё. Однако это не так. Нельзя уповать лишь на деньги в виде зарплат преподавателям и учителям. Достойные зарплаты – это, конечно, хорошо и необходимо. Но этого совершенно недостаточно для воспитания профессионалов. И даже «бросив» все деньги бюджета российского правительства на зарплаты учителям, мы не получим профессионалов высокого уровня, мы лишь привлечём в педвузы и школы людей, готовых на всё ради денег. Основой приобретения и дальнейшего повышения педагогического мастерства должна стать внутренняя потребность студентов и учителей лучше учить и воспитывать детей. Нам необходимо преодолеть безразличие и безответственность преподавателей, а в дальнейшем и учителей к собственному делу и его результатам.

— Интересная точка зрения, необычная. Сегодня большинство менед-жеров, особенно «молодых», главным средством управления и достижения качества считают деньги. Вы тоже не отказываетесь от этого средства, но акценты расставляете другие. С чего, по Вашему мнению, следует начать реформы педагогического образования?

— Для решения проблемы качественной подготовки учителей нам сле-дует отказаться от статуса (de facto) полуклассического университета, уни-верситета, в котором психолого-педагогические учебные дисциплины лишь «тянут» на себя часы учебного плана и занимают время у студентов для формального усвоения бесполезных знаний. Для этого необходимо, во-первых, научиться учить и, во-вторых, научиться учить учить. И делать это мы должны гарантированно. Наши выпускники должны становиться профессионалами, как профессионалами становятся
выпускники медвузов или лётных училищ. Другими словами, нашим выпускникам следует овладеть теми компетенциями и на том уровне, чтобы их не могли заменить в учебной аудитории люди с другим, непедагогическим, образованием, или даже просто люди, умеющие читать и писать. Это сложная задача, для решения которой требуется время, соответствующие средства и методология. В качестве методологической основы необходимо использовать системный (включает в себя комплексный подход) и деятельностный (включает в себя компетентностный подход) подходы. В качестве идейно связующей платформы организации высшего педагогического образования я предлагаю использовать парадигмальный подход.

— Поясните, пожалуйста, в чём суть парадигмального подхода?

— Парадигмальный подход к высшему педагогическому образованию и полипарадигмальная его организация предполагают подготовку выпускников к работе в учебных заведениях различного типа, с людьми разных мировоззренческих ориентаций, находящихся в разных анатомофизиологических, психофизических и культурных возрастах. В рамках парадигмального подхода к высшему педагогическому образованию нам необходимо соединить в индивидуальном сознании выпускника философско-мировоззренческие представления о смыслах, ценностях и целях образования, психологические концепции личности, психологические теории усвоения содержания образования, педагогические теории и технологии, предметные методики обучения и предметное содержание обучения. Наши выпускники должны не только полноценно владеть соответствующими академическими предметными (не-педагогическими) компетенциями в объёме выпускника классического уни-верситета, но и профессиональными психолого-педагогическими компетен-циями, которые позволили бы им эффективно добиваться гарантированного результата в своей учебно-воспитательной деятель-ности.

— Но это теория, а как на практике?

— Умные практики знают, что нет ничего более полезного для практики, чем хорошая теория. Обучение в педагогическом вузе следует строить, с одной стороны, на высоком теоретическом уровне, с другой стороны, быть практико-ориентированным. Для этого наши образовательные программы должны исходить из прогнозов рынка труда, методы обучения носить преимущественно активный характер с большой долей самостоятельной работы студентов (необходимо делюмпенизировать студенческое сознание, не надо лишать человека по-требности в самостоятельном труде) и использованием информационных, глубоко дидактизированных, технологий. Курсовые и выпускные квалификационные работы студентов, диссертации преподавателей должны иметь не «абстрактное» практическое значение, они должны быть направлены на решение реальных задач, стоящих перед вузом и образованием региона, что, конечно же, не исключает разработки новых теоретических концепций. Планы обучения и практик должны быть оптимально индивидуализированы, нам следует принимать во внимание образовательный смысл и потенциал общения, коллективной мыследеятельности. Труд преподавателя вуза должен носить творческий характер. Наши учебные аудитории необходимо превратить в научно-исследовательские лаборатории. Учебные занятия должны превратиться в исследовательские как для студентов, так и для преподавателей, что, в результате, позволит выпускникам педвуза стать конкурентоспособными инноваторами и исследователями в сфере образования, а не заурядными и инертными исполнителями учебных планов. Другими словами, нам в педагогическом вузе, а правильнее – в регионе, необходимо создать учебно-научную инновационную среду, для чего подходящей формой реализации может служить кластерная модель, объединяющая на уровне региона учебные заведения всех уровней.

— Пафосно, но похоже, что без идей такого уровня и без людей, которые так мыслят и действуют, ситуацию в образовании не сдвинуть с места. Чего Вы ждёте от своих выпускников?

— Нам, по большому счёту, надлежит подготовить выпускников к профессиональному противостоянию миру абсурда, «расхлябанности» и дилетантизма, безответственности и потребительства, вырождению человечества в «зверочеловечество» (Вл. Соловьёв). Для этого наши выпускники должны нести в себе и через себя Культуру.

У нас, у педвузов России вообще и ОмГПУ в частности, есть высокий интеллектуальный потенциал, который при должной организации может стать фундаментальной основой создания нового социокультурного про-странства страны. «Информаты» и художники, филологи и психологи, математики и философы, физики и историки, химики и экономисты, биологи и правоведы, географы и дефектологи, культурологи и педагоги при соответствующей координации усилий могут дать новое поколение Учителей. Учителей, способных изменить Россию к лучшему.

55study