Наверх

ОбразованиеЕГЭ в ОмскеЕГЭ по физике-2013

ЕГЭ по физике-2013

Скачать бланк ответов №1

Скачать бланк ответов №2


Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3-х частей, включающих 35 заданий.

  • Часть 1 содержит 21 задание (А1–А21). К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых правильный только 1.
  • Часть 2 содержит 4 задания (В1–В4), в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр.
  • Часть 3 содержит 10 задач: А22-А25 с выбором одного верного ответа и С1–С6, для которых требуется дать развёрнутые решения.

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Наименова
ние­

Обозначе
ние­

Множитель­

Наименова
ние­

Обозначе
ние­

Множитель­

гига

Г

109

санти

с

10-2

мега

М

106

милли 

м

10-3

кило

к

10 3

микро

мк

10-6

гекто

г

10 2

нано

и

10-9

деци

д

10-1

пико

и

10-12

 

Константы

число π (Пи)

ускорение свободного падения на Земле

гравитационная постоянная  

универсальная газовая постоянная

постоянная Больцмана 

постоянная Авогадро

скорость света в вакууме

модуль заряда электрона
(элементарный электрический заряд)

постоянная Планка      

 

Пи=3,14
g = 10 м/с2

G = 6,7·10–11 Н·м2/кг2

= 8,31 Дж/(моль·К)

k = 1,38·10–23 Дж/К

NА = 6·1023 моль–1
с = 3·108 м/с

e
 = 1,6·10–19 Кл

h = 6,6·10–34 Дж·с

 

Соотношение между различными единицами

температура

атомная единица массы

1 атомная единица массы эквивалентна

1 электронвольт

 

0 К = – 273°С

1 а.е.м. = 1,66⋅10–27кг

931,5 МэВ

1 эВ = 1,6⋅10–19 Дж

 

Масса частиц                

электрона
протона
нейтрона

 

9,1⋅10–31кг ≈ 5,5⋅10–4 а.е.м.
1,673⋅10–27 кг ≈ 1,007 а.е.м.
1,675⋅10–27 кг ≈ 1,008 а.е.м.

 

Плотность

воды

древесины (сосна)

кероосина

подсолнечного масла

аллюминия

железа

ртути

 

1000 кг/м3

400 кг/м

800 кг/м3

900 кг/м3

2700 кг/м3

7800 кг/м3

13600 кг/м3

 

Удельная теплоемкость

воды

льда

железа

свинца

алюминия

меди

чугуна

 

4,2⋅103 Дж/(кг⋅К)

2,1⋅103 Дж/(кг⋅К)

460 Дж/(кг⋅К)

130 Дж/(кг⋅К)

900 Дж/(кг⋅К)

380 Дж/(кг⋅К)

500 Дж/(кг⋅К)

 

Удельная теплота

парообразования воды

плавления свинца

плавления льда

 

2,3⋅106 Дж/кг

2,5⋅104 Дж/кг

3,3⋅105 Дж/кг

 

Молярная маcса

азота

аргона

водорода

воздуха

гелия

кислорода

лития

молибдена

неона

углекислого газа

 

28⋅10–3 кг/моль

40⋅10–3 кг/моль

2⋅10–3 кг/моль

29⋅10–3 кг/моль

4⋅10–3 кг/моль

32⋅10–3 кг/моль

6⋅10–3 кг/моль

96⋅10–3 кг/моль

20⋅10–3 кг/моль

44⋅10–3 кг/моль


Часть 1

При выполнении заданий части 1 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А21) поставьте знак «Х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 На рисунке представлены графики зависимости пройденного пути от времени для двух тел. Скорость второго тела ν2 больше скорости первого тела ν1 на величину Δν , равную

1) 10 м/с

2) 20 м/с

3) 25 м/с

4) 40 м/с

А2 Подъёмный кран поднимает груз с постоянным ускорением. На груз со стороны каната действует сила, равная по величине 8-103 H. На канат со стороны груза действует сила, которая

1) равна 8 ⋅ 103 Н 
2) меньше 8 ⋅ 103 Н 
3) больше 8 ⋅ 103 Н 
4) равна силе тяжести, действующей на груз

А3 Камень массой 200 г брошен под углом 45° к горизонту с начальной скоростью υ = 15 м/с. Модуль силы тяжести, действующей на камень в момент броска, равен

1) 0
2) 1,33 Н
3) 3,0 Н
4) 2,0 Н

А4 Импульс частицы до столкновения равен  , а после столкновения равен  , причемИзменение импульса частицы при столкновении p равняется по модулю

 

А5 Изменение скорости тела массой 2 кг, движущегося по оси x, описывается формулой  – время в секундах. Кинетическая энергия тела через 3 с после начала движения равна

1) 4 Дж
2) 36 Дж
3) 100 Дж
4) 144 Дж

А6 В таблице представлены данные о положении шарика, колеблющегося вдоль оси Ох, в различные моменты времени.

Какова амплитуда колебаний шарика?

1) 7,5 мм
2) 13 мм
3) 15 мм
4) 30 мм

А7 Какое из приведённых ниже утверждений справедливо для кристаллических тел?

1) в расположении атомов отсутствует порядок
2) атомы свободно перемещаются в пределах тела
3) при изобарном плавлении температура тела остается постоянной
4) при одинаковой температуре диффузия в кристаллах протекает быстрее, чем в газах

А8 На графике показана зависимость давления от концентрации для двух идеальных газов при фиксированных температурах. Отношение температур этих газов равно

1) 1

2) 2

3) 0,5

4) √2

 

 

А9 На рисунке представлен график зависимости температуры T воды массой m от времени t при осуществлении теплопередачи с постоянной мощностью P. В момент времени t = 0 вода находилась в твёрдом состоянии. Какое из приведённых ниже выражений определяет удельную теплоту плавления льда по результатам этого опыта?

А10 Газ сжали, совершив работу 38 Дж, и сообщили ему количество теплоты 238 Дж. Как изменилась внутренняя энергия газа?

1) увеличилась на 200 Дж
2) уменьшилась на 200 Дж
3) уменьшилась на 276 Дж
4) увеличилась на 276 Дж

А11 Полому металлическому телу на изолирующей подставке (см. рисунок) сообщён положительный заряд. Каково соотношение между потенциалами точек А и В?

А12 Сопротивление каждого резистора в цепи, показанной на рисунке, равно 100 Ом. Участок подключён к источнику постоянного напряжения выводами A и B. Напряжение на резисторе R4 равно 12 В. Напряжение между выводами схемы UAB равно

1) 12 В
2) 18 В
3) 24 В
4) 36 В

А13 Положительно заряженная частица движется в однородном магнитном поле со скоростью υ→ , направленной перпендикулярно вектору магнитной индукции  В (см. рисунок). Как направлена сила Лоренца, действующая на частицу?

А14 Выберите среди приведённых примеров электромагнитные волны с максимальной частотой.

1) инфракрасное излучение Солнца
2) ультрафиолетовое излучение Солнца
3) излучение γ-радиоактивного препарата
4) излучение антенны радиопередатчика

А15 Действительное изображение предмета в собирающей линзе находится на расстоянии двойного фокуса от линзы. Предмет расположен

1) за тройным фокусом
2) на двойном фокусном расстоянии от линзы
3) между фокусом и двойным фокусом
4) между фокусом и линзой

А16 На поверхность тонкой прозрачной плёнки нормально падает пучок белого света. В отражённом свете плёнка окрашена в зелёный цвет. При использовании плёнки такой же толщины, но с чуть бόльшим показателем преломления её окраска будет

1) полностью зелёной
2) ближе к красной области спектра
3) ближе к синей области спектра
4) полностью чёрной

А17 Опыты Резерфорда по рассеянию α-частиц показали, что А. масса атома близка к массе всех электронов. Б. размеры атома близки к размерам атомного ядра. Какое(-ие) из утверждений правильно(-ы)?

1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б

А18 Какая доля от большого количества радиоактивных ядер остаётся нераспавшейся через интервал времени, равный двум периодам полураспада?

1) 25%
2) 50%
3) 75%
4) 0

А19 Ядро висмута  после одного α-распада и одного электронного β-распада превращается в ядро

А20 Для определения диаметра тонкого провода его намотали на круглый карандаш в один слой так, чтобы соседние витки соприкасались. Оказалось, что N = 50 витков такой намотки занимают на карандаше отрезок длиной  мм. Чему равен диаметр провода?

А21 При нагревании спирали лампы накаливания протекающим по ней электрическим током основная часть подводимой энергии теряется в виде теплового излучения. На рисунке изображены графики зависимости мощности тепловых потерь лампы от температуры спирали P = P(T) и силы тока от приложенного напряжения I =I (U) . При помощи этих графиков определите примерную температуру спирали лампы при напряжении U=20В.

1) 2400 К
2) 2900 К
3) 3200 К
4) 3500 К

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1–В4) является последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1 С вершины наклонной плоскости из состояния покоя скользит с ускорением лёгкая коробочка, в которой находится груз массой m (см. рисунок). Как изменятся время движения, ускорение и модуль работы силы трения, если с той же наклонной плоскости будет скользить та же коробочка с грузом массой 2m?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины.

Цифры в ответе могут повторяться.

Время движенияУскорениеМодуль работы силы трения
   


B2 По проволочному резистору течёт ток. Резистор заменили на другой, с проволокой из того же металла и той же длины, но имеющей вдвое меньшую площадь поперечного сечения и пропустили через него вдвое меньший ток.
Как изменятся при этом следующие три величины: тепловая мощность, выделяющаяся на резисторе, напряжение на нём, его электрическое сопротивление?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины.

Цифры в ответе могут повторяться.

Тепловая мощность,
выделяющаяся на
резисторе

Напряжение на
резисторе

Электрическое
сопротивление
резистора

   

 

В3 Ученик исследовал движение бруска по наклонной плоскости и определил, что брусок, начиная движение из состояния покоя, проходит расстояние 30 см с ускорением Установите соответствие между физическими величинами, полученными при исследовании движения бруска (см. левый столбец), и уравнениями, выражающими эти зависимости, приведёнными в правом столбце.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

ЗАВИСИМОСТИУРАВНЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ

А) зависимость пути, пройденного бруском, от времени

Б) зависимость модуля скорости бруска от пройденного пути

 
 

Ответ:

АБ
  


В4 На рисунке изображена упрощённая диаграмма энергетических уровней атома. Нумерованными стрелками отмечены некоторые возможные переходы атома между этими уровнями.

 
Установите соответствие между процессами поглощения света наибольшей длины волны и испускания света наибольшей длины волны и стрелками, указывающими энергетические переходы атома. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРОЦЕСС

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД

А) поглощение света наибольшей длины

волны

1) 1

Б) излучение света наибольшей длины

волны

2) 2

 

3) 3
 4) 4


Ответ:

АБ
  


Часть 3

Задания третьей части представляют собой задачи. Рекомендуется провести их предварительное решение на черновике. При выполнении заданий (А22–А25) в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «Х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А22  Груз удерживают на месте с помощью рычага, приложив вертикальную силу 400 Н (см. рисунок). Рычаг состоит из шарнира и однородного стержня массой 20 кг и длиной 4 м. Расстояние от оси шарнира до точки подвеса груза равно 1 м. Масса груза равна

1) 80 кг

2) 100 кг

3) 120 кг

4) 160 кг

 

А23 Кусок льда, имеющий температуру 0 °С, помещён в калориметр с электронагревателем. Чтобы превратить этот лёд в воду с температурой 10 °С, требуется количество теплоты 200 кДж. Какая температура установится внутри калориметра, если лёд получит от нагревателя количество теплоты 120 кДж? Теплоёмкостью калориметра и теплообменом с внешней средой пренебречь.

1) 4 °С
2) 6 °С
3) 2 °С
4) 0 °С

А24  Пылинка, имеющая заряд 1011 Кл, влетела в однородное электрическое поле в направлении против его силовых линий с начальной скоростью 0,3 м/с и переместилась на расстояние 4 см. Какова масса пылинки, если её скорость уменьшилась на 0,2 м/с при напряжённости поля 105 В/м? Силой тяжести и сопротивлением воздуха пренебречь.

 1) 0,2 мг
2) 0,5 мг
3) 0,8 мг
4) 1 мг

А25 В двух идеальных колебательных контурах происходят незатухающие электромагнитные колебания. Во втором контуре амплитуда колебаний силытока в 2 раза меньше, а максимальное значение заряда в 6 раз меньше, чем в первом контуре. Определите отношение

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Полное решение задач С1–С6 необходимо записать в бланке ответов № 2. При оформлении решения в бланке ответов № 2 запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем решение соответствующей задачи. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

С1  В стеклянном цилиндре под поршнем при комнатной температуре t0 находится только водяной пар. Первоначальное состояние системы показано точкой на pV-диаграмме. Медленно перемещая поршень, объём V под поршнем изотермически уменьшают от 4V0 до V0. Когда объём V достигает значения 2V0, на внутренней стороне стенок цилиндра выпадает роса. Постройте график зависимости давления p в цилиндре от объёма V на отрезке от V0 до 4V0.
Укажите, какими закономерностями Вы при этом воспользовались.

Полное правильное решение каждой из задач С2–С6 должно включать законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования, расчёты с численным ответом и при необходимости рисунок, поясняющий решение.

С2  Система из грузов m и M и связывающей их лёгкой нерастяжимой нити в начальный момент покоится в вертикальной плоскости, проходящей через центр закреплённой сферы. Груз m находится в точке А на вершине сферы (см. рисунок). В ходе возникшего движения груз m отрывается от поверхности сферы, пройдя по ней дугу 30°. Найдите массу m, если М = 100 г. Размеры груза m ничтожно малы по сравнению с радиусом сферы. Трением пренебречь. Сделайте схематический рисунок с указанием сил, действующих на грузы.

C3 Теплоизолированный цилиндр разделён подвижным теплопроводным поршнем на две части. В одной части цилиндра находится гелий, а в другой – аргон. В начальный момент температура гелия равна 300 К, а аргона – 900 К; объёмы, занимаемые газами, одинаковы, а поршень находится в равновесии. Поршень медленно перемещается без трения. Теплоёмкость поршня и цилиндра пренебрежимо мала. Чему равно отношение внутренней энергии гелия после установления теплового равновесия к его энергии в начальный момент?

C4 Источник постоянного напряжения с ЭДС 100 В подключён через резистор к конденсатору, расстояние между пластинами которого можно изменять (см. рисунок). Пластины раздвинули, совершив при этом работу 90 мкДж против сил притяжения пластин. На какую величину изменилась ёмкость конденсатора, если за время движения пластин на резисторе выделилось количество теплоты 40 мкДж? Потерями на излучение пренебречь.

С5 Металлический стержень длиной l  0,1 м и массой m =10 г , подвешенный на двух параллельных проводящих нитях длиной L=1м, располагается горизонтально в однородном магнитном поле с индукцией B= 0,1 Тл , как показано на рисунке. Вектор магнитной индукции направлен вертикально. На какой максимальный угол отклонятся от вертикали нити подвеса, если по стержню пропустить ток силой 10 А в течение 0,1 с? Угол α отклонения нитей от вертикали а время протекания тока мал.

С6 Уровни энергии электрона в атоме водорода задаются формулой   При переходе из состояния Е2 в состояние Е1 атом испускает фотон. Поток таких фотонов падает на поверхность фотокатода. Запирающее напряжение для фотоэлектронов, вылетающих с поверхности фотокатода, Uзап = 7,4 В. Какова работа выхода Авых фотоэлектронов с поверхности фотокатода?

Система оценивания экзаменационной работы по физике

Задания с выбором ответа

За правильный ответ на каждое задание с выбором ответа ставится по 1 баллу. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

1

А14

3

А2

1

А15

2

A3

1

А16

2

А4

1

А17

4

А5

1

А18

1

А6

3

А19

2

А7

3

А20

3

А8

3

А21

4

А9

2

А22

3

А10

4

А23

4

А11

1

А24

4

А12

4

А25

2

А13

1

 

 


Задания с кратким ответом

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если в заданиях В1–В4 правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ на каждое задание ставится по 2 балла; если допущена одна ошибка – 1 балл; за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов.

№ задания

Ответ

В1

331

В2

231

В3

13

В4

14


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Решения заданий С1–С6 части 3 (с развёрнутым ответом) оцениваются экспертной комиссией. На основе критериев, представленных в приведённых ниже таблицах, за выполнение каждого задания в зависимости от полноты и правильности данного учащимся ответа выставляется от 0 до 3 баллов.

 

С1  В стеклянном цилиндре под поршнем при комнатной температуре t0 находится только водяной пар. Первоначальное состояние системы показано точкой на pV-диаграмме. Медленно перемещая поршень, объём V под поршнем изотермически уменьшают от 4V0 до V0. Когда объём V достигает значения 2V0, на внутренней стороне стенок цилиндра выпадает роса. Постройте график зависимости давления p в цилиндре от объёма V на отрезке от V0 до 4V0. 
Укажите, какими закономерностями Вы при этом воспользовались.

 

Возможное решение

1. На участке от 4V0 до 2V0 давление под поршнем при сжатии растёт, подчиняясь закону Бойля – Мариотта. На участке от 2V0 до V0 давление под поршнем постоянно (давление насыщенного пара на изотерме). На участке от 4V0 до 2V0 график p(V) – фрагмент гиперболы, на участке от 2V0 до V0 – горизонтальный отрезок прямой (для экспертов: отсутствие названий не снижает оценку, названия помогают оценке графика, сделанного от руки).

2. В начальном состоянии V = 4V0 под поршнем находится ненасыщенный водяной пар, при сжатии число молекул пара неизменно, пока на стенках сосуда не появится роса. В момент появления росы пар становится насыщенным, его давление равно pн. Поэтому на участке от 4V0 до 2V0 давление под поршнем растёт, подчиняясь закону Бойля – Мариотта: pV = const, т. е. p ~ 1/V. График зависимости p(V) – фрагмент гиперболы.

3. После того как на стенках сосуда появилась роса, пар при медленном изотермическом сжатии остается насыщенным, в том числе при V = V0. При этом количество вещества пара уменьшается, а количество вещества жидкости увеличивается (идёт конденсация пара). Поэтому график p(V) на участке от 2V0 до V0 будет графиком константы, т. е. отрезком горизонтальной прямой.

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Приведён правильный ответ (в данном случае – график зависимости давления под поршнем от объёма при постоянной температуре, где верно указаны числовые данные п. 1), и представлено полное верное объяснение (в данном случае – п. 2, 3) с указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае – конденсация пара, зависимость давления насыщенного пара только от температуры, закон Бойля – Мариотта для ненасыщенного пара)

3

Дан правильный ответ, и приведено объяснение, но в решении содержится один из следующих недостатков. В объяснении не указаны одно из явлений или один из физических законов, необходимых для полного верного объяснения.
ИЛИ
Объяснения представлены не в полном объёме, или в них содержится один логический недочёт

2

Представлено решение, соответствующее одному из следующих случаев. Дан правильный ответ на вопрос задания, и приведено объяснение, но в нем не указаны два явления или физических закона, необходимых для полного верного объяснения.
ИЛИ
Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, направленные на получение ответа на вопрос задания, не доведены до конца.
ИЛИ
Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, приводящие к ответу, содержат ошибки.
ИЛИ
Указаны не все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеются верные рассуждения, направленные на решение задачи

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

0


С2  Система из грузов m и M и связывающей их лёгкой нерастяжимой нити в начальный момент покоится в вертикальной плоскости, проходящей через центр закреплённой сферы. Груз m находится в точке А на вершине сферы (см. рисунок). В ходе возникшего движения груз m отрывается от поверхности сферы, пройдя по ней дугу 30°. Найдите массу m, если М = 100 г. Размеры груза m ничтожно малы по сравнению с радиусом сферы. Трением пренебречь. Сделайте схематический рисунок с указанием сил, действующих на грузы.

 

Возможное решение

1. Будем считать систему отсчёта, связанную с Землёй, инерциальной.
2. На рисунке показан момент, когда груз m ещё скользит по сфере. Из числа сил, действующих на грузы, силы тяжести  потенциальны, а силы натяжения нити  а также сила реакции опоры  непотенциальны. Поскольку нить лёгкая и трения нет, . Сила  направлена по скорости  груза m, а сила  – противоположно скорости  груза M.

Модули скоростей грузов в один и тот же момент времени одинаковы, поскольку нить нерастяжима. По этим причинам суммарная работа сил  и  при переходе в данное состояние из начального равна нулю. Работа силы  также равна нулю, так как из-за отсутствия трения

3. Таким образом, сумма работ всех непотенциальных сил, действующих на грузы m и M, равна нулю. Поэтому в инерциальной системе отсчёта, связанной с Землёй, механическая энергия системы этих грузов сохраняется.

4. Найдём модуль скорости груза m в точке его отрыва от поверхности сферы. Для этого приравняем друг другу значения механической энергиисистемы грузов в начальном состоянии и в состоянии, когда груз m находится в точке отрыва (потенциальную энергию грузов в поле тяжести отсчитываем от уровня центра сферы, в начальном состоянии груз Mnнаходится ниже центра сферы на величину h0):

5.Груз m в точке отрыва ещё движется по окружности радиусом R, но уже не давит на сферу. Поэтому его центростремительное ускорение вызвано только силой тяжести, так как сила  направлена по касательной к сфере (см.mрисунок):

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

I) записаны положения теории и физические законы, закономерности; применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: закон сохранения механической энергии, формула для величины центростремительного ускорения);

II) описаны все вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, и обозначений, используемых в условии задачи);

III) представлен схематический рисунок с указанием сил, поясняющий решение;

IV) проведены необходимые математические преобразования (допускается вербальное указание на их проведение) и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями);

V) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины

3

Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности, и проведены необходимые преобразования. Но имеются следующие недостатки. Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют.

ИЛИ

Пункт III представлен не в полном объёме, содержит ошибки или отсутствует.

ИЛИ

В решении лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.).

ИЛИ

В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) преобразования/вычисления не доведены до конца.

ИЛИ

Отсутствует пункт V, или в нём допущена ошибка

2

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев.

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

ИЛИ

В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи

 

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

0


C3  Теплоизолированный цилиндр разделён подвижным теплопроводным поршнем на две части. В одной части цилиндра находится гелий, а в другой – аргон. В начальный момент температура гелия равна 300 К, а аргона – 900 К; объёмы, занимаемые газами, одинаковы, а поршень находится в равновесии. Поршень медленно перемещается без трения. Теплоёмкость поршня и цилиндра пренебрежимо мала. Чему равно отношение внутренней энергии гелия после установления теплового равновесия к его энергии в начальный момент?

Возможное решение

1. Гелий и аргон можно описывать моделью идеального одноатомного газа,

внутренняя энергия U которого пропорциональна температуре Т и числу

молей ν:

2. Связь между температурой, давлением и объёмом идеального газа можно получить помощью уравнения Клапейрона – Менделеева:
Поршень в цилиндре находится в состоянии механического равновесия, так что давление газов в любой момент одинаково. В начальный момент объёмы газов одинаковы, и уравнение Клапейрона – Менделеева приводит к связи между начальными температурами гелия и аргона Т1 и Т2 и числом молей этих газов ν1 и ν2:

3. Поскольку цилиндр теплоизолирован, а работа силы трения равна нулю, суммарная внутренняя энергия газов в цилиндре сохраняется:  

где Т – температура газов в цилиндре после установления теплового равновесия. Отсюда находим температуру газов:  С учётом связи между начальными температурами газов и числом молей получаем:

4. Отношение внутренней энергии гелия в конце процесса и в начальный момент равно отношению температур:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: первое начало термодинамики, формула для внутренней энергии идеального газа и уравнение Клапейрона – Менделеева);
II) описаны все вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением, возможно, обозначений констант, указанных в варианте КИМ, и обозначений, используемых в условии задачи);
III) проведены необходимые математические преобразования (допускается вербальное указание на их проведение) и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями);
IV) представлен правильный ответ

3

Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности, и проведены необходимые преобразования. Но имеются следующие недостатки. Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют.

ИЛИ

В решении лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.).

ИЛИ

В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) преобразования/вычисления не доведены до конца.

ИЛИ

Отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка

2

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев.

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

ИЛИ

В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

0


C4 Источник постоянного напряжения с ЭДС 100 В подключён через резистор к конденсатору, расстояние между пластинами которого можно изменять (см. рисунок). Пластины раздвинули, совершив при этом работу 90 мкДж против сил притяжения пластин. На какую величину изменилась ёмкость конденсатора, если за время движения пластин на резисторе выделилось количество теплоты 40 мкДж? Потерями на излучение пренебречь.

Возможное решение

Закон сохранения энергии: Wн + Aбат + A = Wк + Q, где Wн и Wк – энергия электрического поля конденсатора соответственно в начале и конце процесса; Aбат – работа источника тока; A – работа, совершённая против сил притяжения пластин; Q – количество теплоты, выделившееся на резисторе; 

 
изменение ёмкости конденсатора.

Из этих уравнений получаем

Отсюда

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: закон сохранения энергии; формулы для расчёта энергии заряженного конденсатора, работы поля при перемещении в нём заряда);

II) описаны все вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, и обозначений, используемых в условии задачи);

III) проведены необходимые математические преобразования (допускается вербальное указание на их проведение) и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями);

IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины

3

Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности, и проведены необходимые преобразования. Но имеются следующие недостатки. Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют.

ИЛИ

В решении лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.).

ИЛИ

В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) преобразования/вычисления не доведены до конца.

ИЛИ

Отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка

2

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев.

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

ИЛИ

В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

0

С5

 Металлический стержень длиной l = 0,1 м и массой m =10 г , подвешенный на двух параллельных проводящих нитях длиной L= 1м, располагается горизонтально в однородном магнитном поле с индукцией B = 0,1 Тл , как показано на рисунке. Вектор магнитной индукции направлен вертикально. Наткакой максимальный угол отклонятся от вертикали нититподвеса, если по стержню пропустить ток силой 10 А в течение 0,1 с? Угол α отклонения нитей от вертикали за время протекания тока мал.

 

 

Возможное решение

При протекании тока по стержню, находящемуся в магнитном поле, на него действует сила Ампера:  , направленная горизонтально. В соответствии со вторым законом Ньютона эта сила вызывает горизонтальное ускорение стержня, которое в начальный момент равно:

Так как за время протекания тока угол отклонения нитей мал, влиянием подвеса на движение стержня в горизонтальном направлении за время t действия силы Ампера можно пренебречь и считать это движение равноускоренным. Следовательно, скорость стержня в момент выключения тока можно вычислить по формуле

После окончания действия силы Ампера стержень движется в поле тяжести, поднимаясь на нитях на высоту h, определяемую законом сохранения энергии:

  а максимальный угол отклонения нитей подвеса от вертикали определяется выражением

Подставляя значения физических величин, получим  

 

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: сила Ампера, второй закон Ньютона, закон сохранения энергии, формулы равноускоренного движения);

II) описаны все вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением, возможно, обозначений констант, указанных в варианте КИМ, и обозначений, используемых в условии задачи);

III) проведены необходимые математические преобразования (допускается вербальное указание на их проведение) и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями);

IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины

3

Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности, и проведены необходимые преобразования. Но имеются следующие недостатки. Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют.

ИЛИ

В решении лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.).

ИЛИ

В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) преобразования/вычисления не доведены до конца.

ИЛИ

Отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка

2

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев. Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

ИЛИ

В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи

1
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла0

С6 

Уровни энергии электрона в атоме водорода задаются формулой  эВ, где n = 1, 2, 3, … При переходе из состояния Е2 в состояние Е1 атом испускает фотон. Поток таких фотонов падает на поверхность фотокатода. Запирающее напряжение для фотоэлектронов, вылетающих с поверхности фотокатода, Uзап = 7,4 В. Какова работа выхода Авых фотоэлектронов с поверхности фотокатода?

Возможное решение

Энергия фотона: hν = E2 - E1 .

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта: hν = Aвых - eUзап.

Отсюда Aвых =(E2 - E1) - eUзап . Ответ: Авых ≈ 4,5·10–19 Дж ≈ 2,8 эВ.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы

Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: формула для энергии фотона и уравнение Эйнштейна для фотоэффекта);

II) описаны все вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, и обозначений, используемых в условии задачи);

III) проведены необходимые математические преобразования (допускается вербальное указание на их проведение) и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями);

IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины

3

Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности, и проведены необходимые преобразования. Но имеются следующие недостатки. Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют.

ИЛИ

В решении лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.).

ИЛИ

В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) преобразования/вычисления не доведены до конца.

ИЛИ

Отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка

2

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев.

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

ИЛИ

В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи

1
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным
критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказаннымкритериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла
0

Все тесты по ЕГЭ

 

Скачать бланк ответов №1

Скачать бланк ответов №2

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказаннымкритериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

Рассказать

Наши партнеры:

Добавить комментарий
Текст *:
Информация о пользователе
Ваше имя *:
Ваш e-mail:
 
Укажите цифры с картинки *:
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте, чтобы задавать вопросы без проверочного кода.

Комментарии пользователей (всего 1):

Андрей 28.07.2013
Это конечно не <a href="http://matematika-c1.ru/" target="_blank">C1 ЕГЭ Математика</a> где тригонометрическое а тут легкое
<a href="http://fizika-c1.ru/" target="_blank">C1 ЕГЭ Физика</a> по русскому нуно найти
<a href="http://russky-c1.ru/" target="_blank">аргументы ЕГЭ русский</a> срочно плиз

Поступление-2013

Ближайшие экзамены

Информация будет опубликована, как только появится официальное расписание ЕГЭ-2013

Проверка слова

Вопросы по ЕГЭ

Иван спрашивает:

Вопрос: Помогите решить задачу по математике

Иван отвечает:

Ответ: задача из олимпиады для 8 класса, неужели никто не знает решение???????????...

дима отвечает:

Ответ: ну и задачки у вас в школе!!!! а какой это класс???

Наши партнёры: