Дизайн в современных условиях

Интересно

Дизайн в современных условиях

Боб Хейз, почётный профессор Гарвардской школы бизнеса, говорил: «Пятнадцать лет назад компании конкурировали друг с другом в цене. Сей­час — это качество. Завтра — это дизайн».

В настоящее время дизайн в России — одно из самых перспективных на­правлений на рынке труда. Сегодня профессия дизайнера является одной из самых престижных и высоко оплачиваемых не только у нас в стране, но и во всем мире. И это не случайно. За последние годы бурно развивается рынок недвижимости, рекламный рынок, рынок печатной полиграфической продукции, книжной графики, предметов быта, и др., то есть именно тот сег­мент рынка, который, прежде всего, нуждается в дизайнерских идеях и раз­работках, что и сделало профессию дизайнера востребованной.

Анализ образовательных программ некоторых московских вузов, осу­ществляющих подготовку по направлению бакалавриата дизайна, показыва­ет, что при организации образовательного процесса необходимо:

  • определить роль дизайна в современной бизнес-коммуникации;
  • интегрировать международный опыт ведущих бизнес-групп, брендин- говых агентств, научных школ в области брендинга, коммуникации, дизайна в образовательный процесс;
  • выявить современную семиотическую модель визуальной идентифи­кации;
  • определить наиболее эффективные креативные технологии дизайн-проектирования;
  • сформировать образовательное пространство с новыми методологи­ческими и технологическими подходами к дизайн-проектированию.

В рамках высшей школы дизайна необходимо сформировать многоу­ровневый научно-образовательный комплекс, осуществляющий подготовку в области дизайна, реализующий программы высшего и дополнительного образования, довузовской и послевузовской подготовки.

По мнению аналитиков, по заявленному направлению обучения ры­нок образовательных услуг сложился достаточно стабильно. Однако ком­плекс направлений обучения, скорее, ориентирован на виды дизайнерской деятельности: графический, объемный, пространственный дизайн, чем на поиски методов ведения проектной работы и исследовательскую работу. Практически во всех учебных заведениях дизайн рассматривается с эстети­ко-искусствоведческих позиций. Нет школ, которые интегрировали бы ди­зайн в бизнес-коммуникацию и пытались бы сформировать новые техноло­гии и модели проектной деятельности, при этом данные технологии активно развиваются зарубежными школами.

Современное развитие школы дизайна в условиях рыночной эко­номики требует рассматривать дизайн как составное звено бизнес-ком­ муникации. Роль и место дизайна в стратегическом проектировании бизнеса важно знать не только будущим дизайнерам, но и менеджерам, бизнесменам.

На наш взгляд, необходимо активно внедрять в образовательный про­цесс креативные методы обучения студентов. Данный раздел обучения практически не представлен в дизайн-образовании. Креативные методы надо рассматривать как инструмент проектной деятельности, причем не только в дизайне, но и в бизнес-проектировании. Традиционно дизайн-ис­следование существовало в рамках проектной деятельности как аналитиче­ский раздел, предшествующий проектной работе. Дизайнер должен владеть широким кругозором, от гжели до модерна.

Дизайн-исследование в образовательном процессе необходимо пози­ционировать как отдельное бизнес-направление, имеющее стратегическое развитие, как самодостаточный бизнес-продукт, а творческие проекты в об­ласти дизайна, изобразительного искусства оценивать как самостоятельные бизнес-направления.

Новые технические возможности информационных технологий изме­нили семиотическую модель знаковой формы. Обучение методам проек­тирования знаковой формы, как правило, ведется по старым технологиям или в принципе не определено методологически. Знаковая форма в образо­вательном процессе методически должна быть обоснована с точки зрения семиологии, психологии, современных представлений о коммуникации.

Образовательные стандарты третьего поколения предусматривают соз­дание системы модулей, в которой студенты могут выбирать индивидуаль­ные образовательные траектории. Современные методы и технологии обу­чения дизайну должны обеспечить высокий уровень образования на уровне ведущих школ Европы и США.

В учебный процесс необходимо включать краткосрочные тренинги, мастер-классы, которые бы вели действующие практики в области дизайна, специалисты ведущих рекламных агентств.

55study