Наверх

Статьи

В застенках ЕГЭ: как проходит апелляция и почему ее не удовлетворяют

15.06.2012

Огромное количество выпускников, сдавших ЕГЭ, подают апелляции в региональные информационно-аналитические центры, чтобы доказать свою правоту. Однако число "счастливчиков" с удовлетворёнными "жалобами" каждый год крайне не велико. В этом году их может быть ещё меньше.

Несмотря на то, что ЕГЭ поддерживается правительством и в данный момент продолжает модернизироваться в техническом плане, ни для кого не являются секретом нарекания со стороны школьных учителей, родителей испытуемых, преподавателей вузов по поводу такого способа проведения экзамена.

Аналитики информируют: многочисленные подкупы наблюдателей, проверяющих, меченые листы с заданиями, предварительно решенные КИМы, вкладываемые в конверты "особенных" учеников - вот далеко не полный список потаенных уголков и укромных сторон процесса прохождения ЕГЭ. Статистика же показывает, что в целом российские школьники сдают экзамены в тестовом формате успешно, хотя не уточняется, каково качество этой успешности по категориям учеников.

ЦИФРЫ ГОВОРЯТ

Уже не впервые подмечается почти закономерная картина: неожиданно высокие результаты по предметам у учеников, в течение периода школьного обучения имевших средний балл успеваемости "3/4", и относительно низкие показатели у отличников, призеров олимпиад и различных конкурсов по предметам. Каждый год сотни сдавших ЕГЭ по предмету и узнавших свои результаты подают апелляции в региональные информационно-аналитические центры, для того чтобы их работы были пересмотрены на заседании конфликтной комиссии. По неофициальным данным за 2009 год, число удовлетворенных апелляций составляет лишь 4% от количества поданных заявлений, и процент с течением времени не возрастает.

ПО СЛЕДАМ ПЕРВОПРОХОДЦЕВ

В чем же состоит суть процедуры апелляции? На официальном сайте ЕГЭ можно найти уйму информации о подаче заявления, о сроках предоставления необходимых документов, о процессе перепроверки и об условиях пересмотра работы. Интересно, что ключевыми пунктами этих сводов являются следующие положения:

  • "По результатам рассмотрения апелляции количество выставленных баллов может быть изменено как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения".
  • "Экзаменационная работа перепроверяется полностью".
  • "Черновики, использованные на экзамене, в качестве материалов апелляции не рассматриваются".
  • "За сам факт подачи апелляции количество баллов не может быть уменьшено".

По словам выпускников прошлых лет, которым приходилось присутствовать на "разборе полетов", сам процесс достаточно прост. Пересмотр результатов экзамена по любому предмету происходит по одной и той же схеме вот уже более 5-ти лет. "Все просто: ты приходишь, тебя вызывают и сообщают результаты рассмотрения". Действительно, так, но вот только школьник, пока осуществляется этот нехитрый алгоритм, порой даже не успевает увидеть своих ошибок и разъяснить свою позицию.

Все происходит с поистине стремительной скоростью. "Сначала тебя спрашивают, зачем ты пришёл", - вспоминает Анастасия Кирсанова, студентка факультета филологии и медиакоммуникаций ОмГУ. Затем глава комиссии дает ученику возможность посмотреть, каким образом компьютер считал его бланк с ответами на задания А и В, что представляется совершенно непонятным по двум причинам: во-первых, задания А и В, вопреки одному из "красных" постулатов выше, перепроверке не подлежат, и во-вторых, вряд ли школьник смог запомнить, как он расставил крестики.

Второй шаг комиссии - предъявление перепроверенного задания С. Ученик просматривает свою работу, в то время как глава комиссии "указывает на ошибки, чтобы тебе долго не искать, и объясняют, почему это ошибки". После этого можно задать все интересующие вопросы, но ответы - увы! - вам не понравятся. Многие выпускники признаются: даже если ты убеждаешь комиссию в чем-то, они находят "кучу аргументов и какие-то собственные непонятные критерии", чтобы снизить оценку по другим параметрам. В результате с вас снимают какое-то количество баллов, а затем дают право выбрать: либо вы соглашаетесь с новой оценкой, либо оставляете при себе старую. Сделав выбор, вы слышите фразу: "Мы всегда готовы пойти навстречу ученику" - элегантное завершение мероприятия.

Итог? "Тебе доказывают, что ты не прав" – признаются выпускники. Известны случаи повышения баллов за ЕГЭ, однако, по словам нынешних студентов, они всегда незначительны. Примечательно, что нынешние школьники, в особенности воспитанники престижных гимназий и лицеев города, несогласные со своими результатами, предпочитают либо спросить у "бывалого", нежели пройти процедуру апелляции самостоятельно, либо оставить все как есть. "Меньше нервотрепки!" - заявляют они.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Доктор филологических наук, профессор филологического факультета ОмГПУ, председатель экспертной комиссии ЕГЭ по русскому языку Наталья Федяева:

Я бы порекомендовала ученикам, несогласным со своими результатами, приходить на апелляцию. Но надо учитывать, что в первую очередь она представляет собой процесс пересмотра работы, а не пересчета баллов. Случаи повышения, конечно же, были, и они не единичны, но не забывайте, что это не цель данного мероприятия. Баллы за работы по всем предметами ставятся объективно, и делают это специалисты высшего уровня. Поэтому я бы рекомендовала подходить к мероприятию прежде всего конструктивно и не считать, что баллы вам занизили.

Старший преподаватель кафедры математического анализа математического факультета ОмГУ Евгений Мещеряков:

Как показывает практика, школьники получают за ЕГЭ столько баллов, насколько они знают предмет. - Думать, что баллы занижаются специально, - неправильно. С другой стороны, возникает вопрос, для чего вообще существует процедура апелляции. По моему мнению, это всего-навсего иллюзия демократии в жестко консервативной среде.

Текст: Константин Попов

Категории: ЕГЭ, апелляция по ЕГЭ
Рассказать
0

Наши партнеры:

Добавить комментарий
Текст *:
Информация о пользователе
Ваше имя *:
Ваш e-mail:
 
Укажите цифры с картинки *:
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте, чтобы задавать вопросы без проверочного кода.

Комментарии пользователей (всего 1):

Олеся 24.06.2015
Я была в шоке от апеляции. Мне срезали много по сочинению не объективно и т.к я не смогла придти на пересмотр все так и оставили. Потом сказали, что поменяют 2 первичных балла. Я была в шоке. Это ПОЛНАЯ БЮРОКРАТИЯ! И я уверена теперь, что все 100 баллов покупают. Т.к в Б части недобрала 3 балла всего

Новости

Стало известно расписание ЕГЭ для выпускников 2018 года Стало известно расписание ЕГЭ для выпускников 2018 года

Соответствующий приказ Минобрнауки России появился на федеральном портале нормативных правовых актов.

Астрономия войдет в программу омских старшеклассников Астрономия войдет в программу омских старшеклассников

На изучение этого предмета будет выделяться не менее 35 часов.

«Управление персоналом» стало самой востребованной специальностью в ОмГУ «Управление персоналом» стало самой востребованной специальностью в ОмГУ

Вуз сообщил о зачислении 766 абитуриентов на бюджетные места.

Вопрос-ответ

татьяна спрашивает:

Вопрос: где можно поступить на парикмахера после 9 класса

oraha отвечает:

Ответ: Hello. And Bye.

agrohimwvs отвечает:

Ответ: Доброго времени суток дамы и господа! Минеральные удобрения– вещества, им...

Наши партнёры: